Выборы в государственную думу опрос. Сообщения о нарушениях

Государственная дума – нижняя палата парламента, вместе с Федеральным собранием представляет в нашей стране законодательную власть. Статус и полномочия Госдумы определены в Конституции.

В результате Конституционной реформы 1993 года, в нашей стране после долгого перерыва (с 1917 года) вновь был образован этот политический институт, осуществляющий высшую законодательную власть.Выборы в Государственную думу состоялись в декабре 1993 года. Полномочия думы 1-го созыва осуществлялись в течение 2-х лет на переходный период. В последний раз Дума избиралась на 5 лет.

Конституционные полномочия Государственной думы не ограничиваются только принятием федеральных законов, включая еще и дачу согласия на назначение руководителей важнейших органов госвласти, объявление амнистий, и даже инициативу об отрешении от власти президента.

Выборы в Думу регулируются не только нормами Конституции, но и законом «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации». Очередные выборы в Государственную думу должны были пройти в декабре следующего года, но 3 июля 2015 депутаты приняли решение о переносе выборов с декабря на сентябрь . О принятии такого решения впервые заговорили в 2015 году, когда представители наиболее влиятельных парламентских фракций предложили изменить законодательство.

Перенос выборов – за и против

Изменения в закон о выборах депутатов Госдумы означают изменение не только на 2016 год, такой порядок сохранится и в дальнейшем. Проект закона был инициирован лидерами ЕР, ЛДПР и «Справедливой России» в мае 2015 года. Причинами переноса называлась прежде всего идея присоединить голосование за депутатов Госдумы к единому дню голосования, который традиционно проходит в регионах в сентябре начиная с 2013 года.

Уже в июне законопроект был внесен в Госдуму, получив положительное заключение правительства России. 1 июля Конституционный суд РФ допустил перенос дня выборов, признав это предложение конституционным. Интересно, что представители администрации президента, высказываясь о переносе даты выборов, дистанцировались от инициативы, оставляя ее принятие (или непринятие) на усмотрение законодателей.

По мнению ряда политологов, политиков и журналистов, инициатива перенести выборы в Госдума вызвана желанием проправительственных депутатов не дать пройти в Государственную думу неподконтрольным действующей власти оппозиционным партиям и движениям (например, Парнас).

Анализ результатов единых дней голосования, проходящих в России с 2013 года, показывает, что многие избиратели в этот период не принимают участия в голосовании. Причинами этого могут быть как незавершенный дачно-отпускной сезон, так и недостаточный интерес к выборам на местном и региональном уровне в целом. Что же касается части электората, которая гарантированно участвует в голосовании – она традиционно выступает за «Единую Россию», КПРФ, ЛДПР.

Аргументация сторонников инициативы изменения законодательства о выборах также выглядит разумно. Так, Сергей Неверов, председатель генсовета ЕР, объясняет идею переноса даты выборов тем, чтобы новый состав Государственной думы определился до момента принятия бюджета на следующий год.

Наиболее уязвимой выглядит ожидание получить экономию бюджетных средств от досрочного прекращения полномочий старого состава Госдумы, так как выплата компенсаций депутатам действующего созыва перекроет возможный положительный эффект экономии. Да и председатель ЦИК Владимир Чуров не разделяет, согласно его словам, надежд на экономический эффект от переноса выборов.

Смешанная система – в чем особенности

Закон о выборах депутатов Госдумы РФ устанавливает измененные правила выбора депутатов: впервые в 2016 году они пройдут по обновленной системе. Избирателям теперь необходимо будет голосовать и по спискам партий, и по одномандатным округам (по 225 членов Госдумы).

Половина парламентариев будет избрана по партийным спискам. Для включения в партийный список установлен ряд требований:

  • поддержка избирателей в регионе (не менее 3% голосов избирателей на предыдущих выборах;
  • действующее представительство партий в регионах (в местных парламентах);
  • 200 тыс. подписей избирателей (в случае если партия молода, и еще не имеет своих представителей в регионах).

В целом нововведения должны оказать положительное действие на политическую конкуренцию – ведь партиям, работающим в определенном регионе, придется побороться за необходимую поддержку избирателя. Интересно и то, что согласно изменениям в

Законе о политических партиях, порог регистрации для «новорожденных» политических партий снижен до 500 тыс. человек, а количество зарегистрированных – увеличилось в 10 раз. Оставшиеся 225 депутатов будут определены в результате выборов в одномандатных округах. Система выборов по ним проста: один округ – один депутат. Страна делится на округа по нескольким принципам:

  • на территории каждого региона – не менее одного округа;
  • максимальное равенство представленности в парламенте для избирателей в каждом регионе;
  • отклонения при создании округов в разных регионах могут быть довольно велики (что объясняется различием в численности населения в разных частях страны).

Что касается последнего пункта, он существует для возможности создания одномандатного округа в субъекте РФ, где плотность населения мала, например, Эвенкии, Бурятии, хотя в густонаселенных районах округов будет, конечно, больше.

Мнения россиян о выборах в Государственную думу

Опросы общественного мнения, в частности Фонда «Общественное мнение», показывают, что в основном к изменению даты выборов жители страны относятся спокойно. В качестве обоснования переноса большинство опрошенных называют экономию средств (не надо тратить деньги на единое голосование и выборы в Госдуму), скорейшее принятие решений новым составом Думы, сохранение политической устойчивости в стране.

При этом большинство россиян готовы принять участие в голосовании (около 79%). Как всегда, наиболее активной частью электората выступает старшее поколение избирателей.

Оценивая новации законодательства, связанные с выборами в Государственную думу, можно сказать, что они удобны для рядового избирателя – он будет знать, кто именно представляет его регион в парламенте, причем впервые на выборах можно будет ожидать не только политическую конкуренцию партий, но и личностей, политиков, претендующих на мандат депутата Госдумы (в том числе и не приверженца какой-либо партии), а изменение даты выборов не скажется катастрофически на явке избирателей к урнам для голосования.

Гораздо важнее, какие на самом деле ждут страну изменения после созыва Думы в 2016 году? Будем надеяться, только позитивные…

  • За кого вы будете голосовать на выборах в Госдуму

  • Голосовать

Центром научной политической мысли и идеологии (Центр Сулакшина) проведена математическая реконструкция истинных, научно обоснованных итогов голосования.

Математика дает путь доказательства не только самого факта фальсификаций, но и его масштаба, характера и организованности управления процессом фальсификаций, и, кроме того, позволяет реконструировать истинные результаты голосования; результаты и по явке, и по количеству голосов, реально полученных партиями и кандидатами, как «заметались» следы массовых нарушений.

I. Методология анализа

Исходными данными для анализа являются официально опубликованные на сайте ЦИК России данные по всем более 95000 избирательным участкам.

Методология выявления истинности выборов основана на следующих принципах.

Если же распределение отклоняется от гауссоиды - значит произошло вмешательство в выборы (рис.2).

Выборы в Госдуму 2016г. (партийный список)

Рис.2 Черным закрашено отклонение от гауссоиды в пользу кандидатов (партий) от власти – «Единой России». Соотношение черной площади под кривой и белой – под гауссоидой - дает коэффициент фальсификаци

Предпочтения гражданами разных партий или кандидатов при «честных» выборах от явки не зависят. Если видно гауссово «честное» облачко голосов, но на возрастающих явках рост голосов в пользу кандидата и партии от власти и падение голосов за оппозицию – значит это однозначно фальсификация, что ясно видно на примере выборов 2016 в Пензенской области (рис. 3).

Рис.3 Честное «облачко» оппозиции выше «облачка» партии «Единая Россия». Остальное накидано и приписано в пользу партии «Единой России» и в убыток оппозиции

Если на множестве участков в регионе результат у партии власти одинаков с точностью до сотых долей процента, то это значит, что была дана команда «получить» именно такой результат. Особенно это ясно видно в Саратовской области для партии «Единая Россия» на 100 участках – результат 62,15% .

Если коэффициенты фальсификаций по регионам России со статистической точностью совпадают как для фальсификаций итогов по партийному списку так и по мажоритарным округам, то это доказывает централизованный х арактер управления фальсификациями.

II.Масштаб фальсификаций на выборах Государственной Думы 2016

Официальные результаты выборов 18 сентября 2016 года в Государственную Думу, опубликованные ЦИК России, таковы.

Явка по данным ЦИК России составила 47,88%.

Опираясь на изложенную выше методологию математической реконструкции, проанализируем итоги голосования на выборах Государственной Думы РФ 18 сентября 2016 года и выявим реальные их результаты.

Как видно из приведенных данных, гауссово «облачко» как для голосования по партийным спискам, так и по мажоритарным округам свидетельствует, что «честная» явка реального голосования составляет 35%, но никак не 47,88%, зафиксированного ЦИК России.

Таким образом, на основе научной методологии математической реконструкции анализа итогов голосования на выборах Государственной Думы РФ 18 сентября 2016 года первый вывод таков: в органическом гауссовом облачке голосов средняя явка составила 35% для обоих видов голосования. Увеличение официальной явки до 47,88%, зафиксированной ЦИК России, недостоверна и является результатом фальсификаций, что отчетливо видно на правом крыле гауссова распределения, которое выходит за границы чистой гауссовой кривой.

Второе . Из рис.4 - результатов голосования по партийным спискам и рис.5 - результатов голосования по мажоритарным округам видно, что в органическом гауссовом облачке, то есть при действительно честных выборах, партия «Единая Россия» получила голосов меньше, чем оппозиция.

Третье . На правом крыле результатов голосования по партийным спискам и мажоритарным округам (см. рис 4 и 5) видны четкие однозначные признаки фальсификации – «пички» на явках, кратных 5% и 10%. Особенно выдающийся «пичок» - на 95% явке фиксируется для партии «Единая Россия».

Четвертое . Левое крыло органической гауссоиды четко прослеживается на малых явках, и это позволяет воспроизвести симметрично и правое крыло. Отсюда становится возможным подсчитать истинное количество «честных» голосов, отданных на выборах, и количество голосов приписанных, сфальсифицированных.

Оценим итоги выборов для партии «Единая Россия», путем простого сопоставления площадей под кривыми гауссоиды и фальсифицированного длинного правого крыла. Результаты оценки приведены в таблице 1.

Оценка истинного итога для партии «Единая Россия»

Совпадение коэффициентов фальсификаций по партийным спискам и мажоритарным выборам для партии «Единая Россия» неслучайно. Это свидетельствует о том, что кампания фальсификации шла под единым управлением и с единой целью. Ставились одинаковые задания - «планки» результата.

Вместо 343 мест в Государственной Думе, согласно официальному итогу, реальный итог для партии «Единая Россия» составляет 134 места.

Сфальсифицированные 209 мандатов, переданные партии «Единая Россия», фактически находятся в состоянии «захвата власти и присвоения властных полномочий», что запрещено Конституцией Российской Федерации и Уголовным кодексом России.

На рис. 6 отчетливо видно насколько партия «Единая Россия» уступила оппозиции по обоим видам голосования в более-менее адекватной области явок.

Рис. 6. Реально «Единая Россия» проиграла оппозиции

Как видно из приведенных на рис. 6 данных, в области несфальсифицированных результатов партия «Единая Россия» проиграла оппозиции примерно на треть депутатских мест. Полная сфальсифицированная вакханалия для партии «Единая Россия» в ущерб оппозиционным партиям наблюдается в правом крыле графика.

Следующая закономерность, которая помогает вскрыть фальсификацию - это закон независимости от явки предпочтения конкретного претендента электоратом (рис. 7).

Рис. 7. Теоретически однозначно, что предпочтения избирателей не должны зависеть от явки

Если распределение имеет отклонение от горизонтали по углу в плюс (слева направо вверх) – то это говорит о фальсификации в виде приписки голосов. Если имеется отклонение от горизонтали в минус (слева направо вниз) – то это фальсификация наоборот в виде воровства голосов.

Этот методологический подход позволяет выявить объем фальсификации при голосовании за партии и их кандидатов по всем субъектам Федерации.

Количественная мера степени фальсификации определяется углом наклона кривой распределения - коэффициентом фальсификации. Если он положителен – то это фальсификация в пользу соответствующей партии или кандидата, голоса ему приписываются. Если отрицательный, то, наоборот, – фальсификация в убыток, голоса в таком случае крадутся.

На рис. 8 (Воронежская область) показан типичный и практически стандартный вид кривых, который воспроизводится почти во всех субъектах Федерации. Каждая точка на этих диаграммах это количество голосов за ту или иную партию или кандидата на конкретном УИК. Во всех субъектах Федерации, за редкими исключениями, победитель (партия «Единая Россия») имеет отклонение в «+», КПРФ – как главный оппозиционер, так и остальные оппозиционные партии - отклонение в «-». Отмечаются плотные органические облачка с небольшим разбросом (рис. 8), т. е. небольшим уровнем дисперсии. И второе, вытянутое, облако, которое имеет очень большой уровень дисперсии. Вскоре будет видно, что одно из «облачков» отвечает истинным результатам, а второе - сфальсифицированным.

Рис.8. Типичная картина фальсификаций в пользу партии «Единая Россия» и отъем голосов у остальных партий. Углы отклонения от горизонтали – коэффициент фальсификации

Этот пример для Воронежской области показывает типовую картину. Правые «хвосты» распределений для «Единой России», являясь сфальсифицированными, всегда направлены вправо-вверх. Для оппозиции направление всегда обратное «вправо-вниз».

В Докладе приведены данные фальсификации в пользу партии «Единая Россия» и отъем голосов у остальных партий по всем субъектам Российской Федерации.

Распределение коэффициента фальсификаций по субъектам Федерации (сопоставительные данные) для голосования по партийному списку и в мажоритарных округах приведены на рис.9.

Рис.9. Коэффициент фальсификаций для партии «Единая Россия» по всем субъектам федерации для мажоритарных выборов и по партийному списку

Из характера кривых видно, что фальсификации были синхронизированы и по партийному списку «Единой России», и по ее кандидатам в мажоритарных округах. Коэффициент корреляции кривых весьма высок - составил 0,86!

Особо подчеркнем, что средний коэффициент фальсификаций в пользу кандидатов и партии от власти в 2016 году стал больше, чем в 2011 году, в 1,9 раза.

III. Механизм фальсификации выборов

Результаты голосования в ходе выборов в Государственную Думу РФ 2016 года фальсифицировались несколькими путями: вброс ложных бюллетеней; составление ложных протоколов; махинации с открепительным механизмом; махинации с подставными избирателями (т.н. карусели); махинации, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения; угрозы учителям и прочим бедолагам в участковых избирательных комиссиях увольнением в случае низкого результата на выборах фаворитов власти.

О фактах фальсификации свидетельствуют многочисленные видеосвидетельства, личные свидетельства очевидцев, фото и видео вбросы бюллетеней на многих участках членами и даже председателями избирательных комиссий.

При честных выборах предпочтения граждан от явки не зависят: то есть отношение числа голосов за одну партию к числу голосов за другую, голосов за одного кандидата к голосам за другого от явки не зависит. В прямом экзит-пуле, проведенном ВЦИОМ , которого не заподозришь в оппозиции властям и ЦИК России, на выходе с избирательных участков, зависимости от явки нет!

На приведенных ранее рисунках видно, что до явки в 47% партия «Единая Россия» серьезно проигрывает оппозиции. Но, начиная с явки в 47%, все наоборот. И чем больше явка, тем больше партия «Единая Россия» начинает «выигрывать» у оппозиции. Причем кривые практически совпадают для голосования по партийному списку и по мажоритарным округам. Важно, что в диапазоне явок 25-40%, что соответствует органическому облачку «честного» голосования, отношение действительно не зависит от явки. Это значит, что тут данным можно относительно верить. В этом диапазоне партия «Единая Россия» проиграла оппозиции в 1,42 раза. Средняя явка в этом диапазоне составляет 32,5%.

Для этой явки число избирателей, проголосовавших на выборах, составляет 35690 тыс. чел. Выявленное выше истинное соотношение голосов за партию «Единая Россия» и всей совокупной оппозиции (1,42 раза) позволяет получить истинное абсолютное количество голосов за партию «Единая Россия» и соответствующий результат (процент). Получается, что партия «Единая Россия» реально получила 14750 тыс. голосов. Официально же ЦИК России объявил за партию «Единая Россия» 28525 тыс. голосов. И это соответствует 54,28%. И истинный же результат - 27,9%.

Результаты реконструкции истинных итогов выборов

Витоге приходим к выводу, что партию «Единая Россия» поддержало чуть более 13% от числа всех зарегистрированных избирателей и менее 10% населения страны. Фальсификаторы незаконно увеличили ее результат более че в 1,5 раза! В Государственную Думу РФ зашли «работать» на основе незаконно присвоенных властных полномочий более 200 человек! Другими словами, произошел незаконный захват власти!

Между тем в Конституции РФ ст.3.ч.4. зафиксировано, что «никто не вправе присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону» - Уголовному Кодексу РФ.

В частности, в статье 278 УК РФ - Насильственный захват власти или насильственное удержание власти – записано, что «действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации … наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет...».

Фальсификация выборов федерального органа государственной власти Государственной думы РФ также является составом уголовно наказуемого преступления. Уголовный Кодекс РФ. Статья 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума.

«1. Фальсификация избирательных документов, … если это деяние совершено членом избирательной комиссии … наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок….

2.Подделка подписей избирателей, … или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, …наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч … либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок…

3.Незаконное изготовление … избирательных бюллетеней…, открепительных удостоверений наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей... либо лишением свободы на срок от 2 до 5 лет.».

Уголовный Кодекс РФ. Статья 142.1. Фальсификация итогов голосования. «Включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании, либо представление заведомо неверных сведений об избирателях, либо заведомо неправильное составление списков избирателей, … либо фальсификация подписей избирателей, … либо замена действительных бюллетеней с отметками избирателей, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, …либо заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, … либо подписание членами избирательной комиссии … протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования, либо заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования, либо незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения, либо заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов … - наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей … либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.».

Уголовный Кодекс РФ. Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий.

« 1.Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своихизбирательных прав, нарушение тайны голосования, … воспрепятствование работе избирательных комиссий, … деятельности члена избирательной комиссии, … - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей … или … исправительными работами на срок до одного года.

2. Те же деяния:

а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;

б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч … либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3.Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией … ее полномочий, … с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей…наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч … либо лишением свободы на срок до четырех лет.».

IY. Выводы

1.Официальная величина явки в 48%, зафиксированная ЦИК России, является недостоверной и не превышает 35% как для голосования по партийным спискам, так и по мажоритарным округам, или явка, зафиксированная ЦИК России, сфальсифицирована и завышена в 1,45 раза.

2.Партия «Единая Россия» в ходе голосования реально получила не 54% по партийному списку, как это зафиксировано ЦИК России, а 27,9% от числа проголосовавших, или 13,2% от числа зарегистрированных избирателей и менее 10% населения страны . Фальсификаторы незаконно увеличили ее результат более чем в1,5 раза.

3. Вместо 343 мест в Государственной Думе РФ, согласно официальному итогу, реальный итог для партии «Единая Россия» составляет 134 места.

Сфальсифицированные 209 мандатов, переданные партии «Единая Россия», фактически находятся в состоянии «захвата власти и присвоения властных полномочий», что запрещено Конституцией Российской Федерации и Уголовным кодексом России.

Общий вывод : научно обоснованный анализ выборного процесса 18 сентября 2016 года свидетельствуют о том, что выборы в Государственную Думу прошли с грубейшими нарушениями, массовыми фальсификациями и подлежат отмене, а Государственная Дума 2016 является незаконной.

Самое печальное в этой проблеме то, что против грубейших нарушений, фальсификации, скандальных выборов активно ведут борьбу лишь отдельные личности, такие, например, как Т.Юрасова в Мытищах, С.Посохов в Красногорске, Р.Зинатуллин в Татарстане и ряд других, но никак не оппозиционные партии ЛДПР, КПРФ, Справедливая Россия, которых и «ограбили» в процессе выборов и единственная из СМИ – «Новая Газета».

Между тем именно фракции КПРФ, ЛДПР, Справедливой России в Государственной Думе РФ могли бы внести на заседание Государственной Думы РФ вопрос о грубейших нарушениях и массовых фальсификациях на выборах 18 сентября 2016 года с целью принятия политического решения – самороспуска незаконной Государственной Думы РФ и обращения к Президенту РФ как гаранту Конституции РФ о назначении новых выборов в Государственную Думу РФ.

Массовые нарушения и фальсификация при выборах Государственной Думы 2016 касаются значительного числа граждан и приобрели особое общественно-политическое значение. В этой связи в рамках своих полномочий ЦИК России вправе обратиться в Верховный суд Российской Федерации за защитой избирательных прав большинства граждан, а также в Генеральную прокуратуру и Следственный комитет России для принятия мер прокурорского реагирования и возбуждения уголовного дела по факту совершения преступлений, предусмотренных статьями 141, 142, 142.1, 278 Уголовного кодекса РФ, выявления виновных в нарушении действующего законодательства.

С искренним уважением (Ю.Воронин)

доктор экономических наук, профессор,

заместитель Председателя Совета министров Татарской АССР-

Председатель Госплана ТАССР (1988- 1990гг.);

Первый заместитель Председателя Верховного

Совета РФ (1991- 1993гг.); депутат Государственной Думы

(второго созыва); аудитор Счетной палаты Российской Федерации.

ТАСС-ДОСЬЕ. Ровно через полгода, 18 сентября 2016 году, состоятся выборы в Государственную думу РФ седьмого созыва. Они пройдут в единый день голосования в соответствии с новыми законодательными нормами. Порядок проведения установлен федеральными законами "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" от 22 февраля 2014 г., "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" от 12 июня 2002 г., а также другими законодательными актами.

Нижняя палата парламента избирается сроком на пять лет в составе 450 депутатов.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об основных правилах избрания депутатов Госдумы РФ и некоторых нововведениях кампании 2016 г.

Перенос даты выборов

В 2016 г. выборы в Госдуму РФ впервые пройдут не в начале декабря, а в третье воскресенье сентября, и будут совмещены с единым днем голосования - 18 сентября.

С инициативой о переносе даты выборов весной 2015 г. выступили спикер Госдумы Сергей Нарышкин и лидеры трех думских фракций - Владимир Васильев ("Единая Россия"), Владимир Жириновский (ЛДПР) и Сергей Миронов ("Справедливая Россия").

Соответствующие поправки в федеральные законы о выборах депутатов и об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ были приняты в июле и ноябре 2015 г. Правомерность этих изменений, сокративших срок полномочий Думы шестого созыва, была вынесена на рассмотрения Конституционного суда РФ. 29 июня 2015 г. суд признал их не противоречащими Основному закону.

Возврат к смешанной избирательной системе

Основное нововведение на выборах в Госдуму - возвращение смешанной пропорционально-мажоритарной системы. Соответствующие изменения в закон о выборах депутатов были приняты 22 февраля 2014 г. Половина депутатского корпуса - 225 человек - будет избрана по одномандатным избирательным округам (один депутат - один округ), образуемым на территории субъектов РФ.

Другая половина - по федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России, пропорционально числу голосов избирателей, поданных за списки кандидатов от партий. Такой принцип формирования законодательной власти уже применялся на выборах в 1993-2003 гг. С 2007 г. граждане голосовали только за партийные списки.

Схема нарезки одномандатных округов

В связи с изменением избирательной системы 3 ноября 2015 г. главой государства был подписан закон о схеме формирования одномандатных округов. Вся территория России разделена на 225 избирательных округов с учетом границ субъектов Федерации (не менее одного округа в каждом из субъектов).

При разделе использовалась так называемая "лепестковая" модель, когда в состав одного округа входит как городская, так и прилегающая сельская территория. Таким образом, крупные города оказались разделены на несколько избирательных округов (по "лепесткам") и объединены с соседними муниципальными образованиями. Такая нарезка будет действовать в течение 10 последующих лет.

По одному округу образованы в 32 субъектах РФ, по два - в 26, по три - в шести субъектах, по четыре - в десяти, по пять - в трех. Еще каждые два субъекта разделены на шесть, семь и восемь округов. Самое большое число округов оказалось в Московской области (11) и Москве (15).

Рост числа партий и новые правила регистрации

Кандидаты по одномандатным округам выдвигаются политическими партиями или путем самовыдвижения; по федеральному избирательному округу - в составе списков политических партий. Сохранен запрет на избирательные блоки.

После принятия 3 апреля 2012 г. поправок в закон "О политических партиях", упростивших их создание и регистрацию, число партий в России возросло в 11 раз: с семи в 2011 г. до 77 в настоящее время. Из них 75 могут участвовать в выборах (чьи региональные отделения зарегистрированы не менее чем в половине субъектов РФ).

От сбора подписей избирателей в поддержку своих списков освобождены партии, представленные в Госдуме и региональных парламентах, а также впервые - те, кто получил на последних думских выборах 3% и более голосов. Таким образом, льготы получат 14 партий: "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия", "Яблоко", "Патриоты России", "Правое дело", ПАРНАС, "Гражданская платформа", "Коммунисты России", Российская партия пенсионеров за справедливость, "Родина", "Гражданская сила" и Российская экологическая партия "Зеленые". Всем остальным необходимо собрать не менее 200 тыс. подписей в свою поддержку (на выборах 2011 г. - не менее 150 тыс.), из них в каждом субъекте РФ - не более 7 тыс.

Партия, зарегистрировавшая свой федеральный список, может выдвигать претендентов в одномандатных округах без сбора подписей. Другие, а также самовыдвиженцы, должны заручиться поддержкой не менее 3% избирателей соответствующего округа, а если число избирателей там не превышает 100 тыс., - не менее 3 тыс. подписей.

По сравнению с предыдущими выборами численный состав федеральных партийных списков сокращен и должен включать в себя от 200 до 400 кандидатов (ранее - до 600). При этом не более половины в нем могут составлять беспартийные. Список делится на общефедеральную часть в количестве до 10 человек (эта часть может отсутствовать) и на региональные группы, минимальное число которых - 35 (ранее - 70). Один и тот же кандидат может быть выдвинут партией и в составе списка, и по одномандатному избирательному округу.

Понижение проходного барьера

В 2016 г. проходной барьер для партий снижен с 7% до 5% голосов избирателей, принявших участие в выборах. Кандидатам в одномандатных округах достаточно набрать простое большинство голосов. Исключена предусмотренная на выборах 2011 г. норма о том, что партии, набравшие от 5% до 7% голосов, также могут получить одно или два места в парламенте.

Новые ограничения для кандидатов

На выборах в Госдуму 2016 г. впервые будет применяться так называемый "криминальный фильтр" для кандидатов в депутаты. Претендент должен будет указать сведения не только о наличии неснятой или непогашенной судимости, но о всех, имевшихся у него ранее.

Запрещено баллотироваться бывшим осужденным за тяжкие или особо тяжкие преступления: первым - в течение 10 лет со дня отбытия срока наказания, вторым - в течение 15 лет.

Кроме того, кандидаты теперь обязаны сообщать в ЦИК сведения о своих счетах, вкладах и пр. за границей, и в случае регистрации - закрыть их или перевести в банки, расположенные на территории РФ.

Сокращение наблюдателей от партий

По сравнению с кампанией 2011 г. количество наблюдателей на выборах будет сокращено. Согласно принятым 15 февраля 2015 г. поправкам в избирательное законодательство, на участке разрешено присутствовать одному-двум наблюдателям от партии или кандидата. При этом они наделяются правом производить в помещении для голосования фото- и видеосъемку, а удалить наблюдателей с участка возможно только по решению суда.

Ранее вести съемку разрешалось лишь представителям СМИ, а правом удаления обладала участковая комиссия. По сведениям ЦИК, за ходом голосования в 2011 г. следили 269 тыс. наблюдателей от российских партий. Из них 93 тыс. - от "Единой России", 70 тыс. - от КПРФ, 50 тыс. - от "Справедливой России", 33,5 тыс. - от ЛДПР, 7 тыс. - от "Яблока", по 6 тыс. - от "Правого дела" и "Патриотов России".

Изменения сроков подачи жалоб

Оспорить итоги голосования в суде можно будет в течение 10 дней после принятия избиркомом решения об итогах, а опротестовать результаты выборов - в срок до трех месяцев. Ранее для подачи таких заявлений в суд отводился год.

При этом граждане могут обжаловать решения избирательной комиссии только на том участке, где голосовали.

Следующие выборы в Государственную Думу Российской Федерации пройдут 18 сентября 2016 года. Ранее выборы были назначены на декабрь того же года, но в середине 2015 года решили осуществить их по различным соображениям.

Пропорциональная система, по которой проходили выборы прошлых созывов, канула в лету. На ее смену приходит мажоритарно-пропорциональная система. В результате чего, половина народных избранников войдет в Думу по спискам своих партий, а вторая половина будет сражаться за право получения почетного звания «депутат» на своих одномандатных округах.

У нынешних избранников народа, которые хотят продолжить свою законодательную деятельность в зале Государственной Думы, уже начался подготовительный этап к старту предвыборной кампании. Полным ходом идут консультационные переговоры с Кремлем, а после всенародного празднования 70-летия Великой Победы многие из нынешних депутатов начнут выбирать себе одномандатный округ для его «окучивания». Опытные парламентарии знают, что «чем раньше посеешь, тем больше пожнешь».

Молодые политические силы пока не замечены в особой предвыборной активности. Возможно, они считают, что еще рано, а может, не хотят заранее нервировать своих более именитых конкурентов.

По данным на середину сентября 2014 года, 14 партий, претендующих на участие в предвыборной гонке 2016 года, освобождены от необходимости сбора подписей . Кроме нынешних представителей Госдумы, в этот список вошли:

Список партий, избирающихся в Госдуму в 2016 году

  • «Правое дело»;
  • «Гражданская платформа»;
  • Российская партия пенсионеров «За справедливость»;
  • РПР-ПАРНАС;
  • «Гражданская сила»;
  • «Яблоко»;
  • «Патриоты России»;
  • «Коммунисты России»;
  • «Родина»;
  • «Партия зеленых».

По мнению политических аналитиков, из нынешнего состава депутатского корпуса от партии «Единая Россия» не более пятидесяти человек имеют шанс быть избранными по одномандатным округам. Поэтому, руководство партии и кураторы в Кремле уже сейчас дали поручение своим представителям в регионах, а также активистам «Народного фронта» , после проведения местных выборов в сентябре, активизировать поиск достойных кандидатов в седьмой созыв Государственной Думы России.

Такое задание спущено на места неспроста, все дело в том, что у большей части «единороссов» нынешнего состава депутатского корпуса нет практических навыков работы с избирателями в регионах.
Планируется, что специально созданный аналитический отдел «Единой России» будет наблюдать за активными претендентами на местах и в итоге выберет из них лучших. После этой процедуры начнется активная фаза «промоушена» выбранных активистов. В начале 2015 года они начнут «светится» на различных значимых мероприятиях и событиях на доверенных им территориях и выступать от имени своей родной партии. Но, это не значит, что они станут «неприкасаемыми». У каждого из таких активистов может быть дублер, и, в случае «прокола» основного претендента или его низкого рейтинга у местных избирателей, на «сцене» появится «обновленный вариант» кандидата от «партии власти».

По словам члена высшего совета партии «Единая Россия», политолога Дмитрия Орлова , около семидесяти процентов претендентов по мажоритарным округам будут новыми лицами в политике, а в составе «списочников» новые имена будут занимать половину фракции

После принятия нового Закона о выборах в обществе большое значение будут играть личностные качества будущих политиков. Поскольку половина депутатского корпуса будет состоять из одномандатников, в претенденты попадут те, кто обладает харизмой, имеет хорошие ораторские способности и умеет отвечать на вопросы избирателей. Кроме того, в число кандидатов попадут «люди дела» — успешные промышленники и предприниматели, которые доказали свое умения добиваться успеха не на словах.

И немного интересных фактов из истории выборов в России:

— Только три политические силы принимали участие во всех шести предвыборных кампаниях в Госдуму – ЛДПР, КПРФ и «Яблоко»;

— Партиями, которым удалось получить депутатские мандаты во всех шести созывах, стали только ЛДПР и КПРФ;

— Трем представителям политических сил России удалось набрать наибольшее число голосов во время выборов в Государственную Думу РФ: в 1993 году – ЛДПР; в 1995 и 1999 годах – КПРФ; в 2003, 2007 и 2011 годах – «Единой России».

Госдума приняла в первом чтении проект закона о совмещении единого дня голосования с федеральными парламентскими выборами в третье воскресенье сентября, начиная с 2016 года. Инициатива была внесена на рассмотрение нижней палаты в июне спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным, а также лидерами трех парламентских фракций Владимиром Васильевым ("Единая Россия"), Владимиром Жириновским (ЛДПР) и Сергеем Мироновым ("Справедливая Россия").

Как отмечае т ТАСС , документ был предложен одновременно с инициативой о переносе думских выборов с декабря на 3 воскресенье сентября, которую депутаты приняли в конце весенней сессии. "Этот законопроект объединяет малые выборы с большими. Это техническая часть", - заявил, представляя инициативу на заседании один из ее авторов Владимир Жириновский.

В настоящее время единый день голосования проводится во второе воскресенье сентября. Проектом предусматривается возможность совмещения очередных выборов депутатов Государственной Думы, которые должны пройти в третье воскресенье сентября, с единым днем голосования. Таким образом, единый день голосования пройдет в 2016 году не 11 сентября, а 18 одновременно с федеральными парламентскими выборами.

Как пояснил ранее глава профильного комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин ("Единая Россия"), "в настоящее время мы говорим о том, что голосование на выборах в Госдуму в 2016 году совпадет с единым днем голосования". "Что касается единого дня голосования вне думских кампаний, то он остается во второе воскресенье сентября", - добавил парламентарий.

википедия

Выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VII созыва состоятся на территории всей Российской Федерации 18 сентября 2016 года в единый день голосования . .

Выборы пройдут по смешанной избирательной системе : из 450 депутатов 225 будут избраны по партийным спискам по единому федеральному округу (пропорциональная система), а ещё 225 - по одномандатным округам (мажоритарная система). Для попадания в думу по пропорциональной системе партиям необходимо преодолеть 5 % барьер , а кандидатам в округах - простое большинство голосов. Прежде смешанная система применялась на выборах , , и годов.

На 1 июля 2015 года в Российской Федерации (включая Республику Крым и город Севастополь) было зарегистрировано 109 902 583 избирателей, а с учётом зарегистрированных за пределами РФ и в городе Байконур - 111 782 877 избирателей . Выборы будут признаны состоявшимися при любой явке, так как порог явки не установлен.

Дата проведения выборов

Начиная с весны 2015 года депутатами Госдумы VI созыва рассматривался вопрос о переносе выборов с 4 декабря 2016 года на более ранний срок. В числе возможных дат досрочных выборов назывались второе и третье воскресенья сентября, а также октябрь 2016 года. По мнению многих оппозиционных политиков, а также политологов и журналистов, эта инициатива объясняется желанием российских властей не допустить победы неподконтрольной Кремлю оппозиции, в частности, партии РПР-ПАРНАС . Опыт единых дней голосования , которые в РФ начиная с 2013 года проводятся во второе воскресенье сентября, показывает, что в это время года многие избиратели просто физически не доходят до избирательных участков, так как отдыхают на дачах . А те, что доходят, предпочитают делать выбор в пользу Единой России , КПРФ , ЛДПР или Справедливой России , так как большая часть агитационного периода приходится на летние отпуска, когда у большинства избирателей нет ни времени, ни сил, ни желания узнавать что-либо о кандидатах и партиях, и в результате они предпочитают голосовать «по старинке». В свою очередь, один из сторонников этой инициативы, председатель генсовета партии Единая Россия Сергей Неверов говорит о том, что власть лишь хочет того, чтобы выборы состоялись до того момента, когда госдума будет принимать бюджет на следующий год. Во второй раз Государственная дума будет избираться сроком на пять лет. Как и в 1993-2003 годах, выборы будут проводиться по смешанной системе : половина депутатов будет избрана от партийных списков при 5-процентном барьере, а другая половина - по одномандатным округам в один тур.

Избирательное законодательство

Согласно действующему законодательству выборы в Государственную Думу проходят по смешанной системе. Это означает, что голосовать можно будет и за партийный список, и за кандидатов в одномандатных округах. По одномандатным округам будет избираться ровно половина численного состава Госдумы - 225 человек .

Партийный список допускается до распределения депутатских мандатов в том случае, если за него проголосовало более 5 % избирателей от числа тех, что приняли участие в голосовании. Впоследствии парламентские партии смогут без сбора подписей выдвигать своих кандидатов на выборах президента России. При этом все партии, получившие на выборах не менее 3 % голосов получают ряд государственных льгот и привилегий: прямой допуск до следующих выборов в Госдуму и всех выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти в субъектах РФ, которые состоятся не позднее, чем следующие выборы в Госдуму; возмещение всех расходов за прошедшие выборы и повышенное финансовое обеспечение на все время до следующих выборов. 5 декабря 2014 года депутат Госдумы от ЛДПР Алексей Диденко внёс законопроект № 670120-6 о снижении проходного барьера для политических партий с 5 до 2,25 % ; на него есть 1 положительный и 2 отрицательных отзыва региональных парламентов . До выборов напрямую допускаются партии, получившие от 3 % голосов на прошлых думских выборах и те, что представлены хотя бы в одном из региональных парламентов РФ. На сегодняшний день к таким относятся: Единая Россия, КПРФ, Справедливая Россия, ЛДПР, Яблоко ; Патриоты России , Правое дело , РПР-ПАРНАС, Гражданская платформа ,Коммунисты России , Российская партия пенсионеров за справедливость , Родина , Гражданская сила и Зелёные . Либеральные партии обещали организовать коалицию и идут к этому . Открытая Россия , Партия прогресса , РПР-ПАРНАС, Либертарианская партия России и ещё ряд партий подтвердили это .

Кто остался не вместе с нами? Осталась единственная организация – это партия «Яблоко», которая пока не приходит на наши координационные встречи и

консультации. Но они нам говорили о том, что, видимо, в будущем и они, возможно, присоединятся. Мы не закрываем для них дверь. Те организации, которые

осознают немедленную необходимость консолидации и превращения себя из «пятой колонны» в первую колонну, в альтернативу власти, – они все это решение

приняли. На нашей конференции 18 апреля все представители этих организаций были, и они сделали соответствующие заявления, и мне были уже переданы

бумаги об этом, ими подписанные. Поэтому мы весьма удовлетворены тем, как прошла наша работа последнего месяца по проведению консультаций и выработке

единой платформы. - Михаил Касьянов .

Что будет к 18 сентября 2016 года пока вряд ли кто знает..

Схема одномандатных округо в

Всю территорию РФ Центризбирком разделил на 225 избирательных округов с учётом границ субъектов федерации. На территории каждого субъекта образовано не менее одного округа. Для нарезки округов высчитывалась единая норма представительства (ЕНП): число всех избирателей по данным на лето 2015 года - 109 902 583, разделили на 225 думских мандатов и получили число 488 455. Затем количество избирателей в каждом регионе страны разделили на норму представительства. Полученное число - количеством мандатов, которые получает субъект федерации .

2 сентября 2015 года Центризбирком обнаровал нарезку одномандатных округов. Больше всего округов получили Москва (15), Московская область (11), Санкт-Петербург и Краснодарский край (по 8). В присоединённом Крыму будет создано 4 одномандатных округа: 1 в Севастополе и 3 в Республике Крым. В 32 субъектах - по одному округу, в 26 субъектах - по два округа, в 6 субъектах - по три округа, в 10 субъектах - по четыре округа, в трёх субъектах - по 5 округов, в двух субъектах - по 6 округов, ещё в двух субъектах - по 7 округов, ещё в двух - по 8 округов. Самым малочисленным оказался избирательный округ на территории Ненецкого автономного округа - около 33 тысяч человек. Самым людным получился округ в Астраханской области - 747 тысяч.

Госдума должна утвердить проект нарезки округов до 5 декабря 2015 .

Социология

Заливка серым цветом означает преодоление партией пятипроцентного барьера, необходимого для получения мест в Госдуме.

Опрос Дата Единая КПРФ ЛДПР Партия

прогресса

Гражданская

платформа

Справедливая Яблоко Другие/

ВЦИОМ

2015

58,8 6,4 5,1 - - 3,9 - 1,8
ВЦИОМ

2015

58,4 5,9 7,0 - - 5,4 - 1,5
ВЦИОМ

2015

57,9 6,3 4,8 - - 3,9 - 1,7
ВЦИОМ 26 июля 56,4 6,6 5,6 - - 3,3 - 2,7

Левада-

центр

апрель

2015

63 17 7 1 4 2 <1 5

Левада-

центр

март

2015

69 14 5 1 1 3 <1 5

Левада-

центр

февраль

2015

68 14 8 1 3 4 <1 2

Левада-центр

январь

2015

66 10 10 <1 1 3 2 9