План-конспект урока по предмету человек и мир "животные поля". І. Мотивационный этап

ГУО «Средняя школа № 42 г.Витебска»

Тема: «Главные правила хороших отношений» Тип урока : комбинированный.

Цель : формировать у ребенка умение выбирать нужный стилевой уровень и употреблять выражения соответствующие речевому этикету и поведению.

Задачи:

  • научить уважительному отношению к себе и к окружающим;
  • развивать связанную речь учащихся, учить их точно и образно выражать свои мысли и чувства;
  • воспитывать внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, воспитание вежливости.

Оборудование урока: мультимедиа, учебник, конверты с заданиями, наглядный материал.

Ход урока
I. Организационный момент.

Учитель-дефектолог: Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке присутствуют гости. Что вы должны сказать?

Дети: Здравствуйте!

Учитель-дефектолог:

Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?

А что вы пожелаете друг другу, чтобы урок прошёл хорошо?

II. Основной этап урока.

1. Проверка пройденного материала

Сейчас присядет тот, кто верно назовёт слова- приветствия. (Дети называют)

а) здравствуйте
б) доброе утро
в) добрый день
г) добрый вечер

Учитель-дефектолог : Ребята, сегодня мы с вами будем путешествовать по стране «Главных правил хороших отношений». А вместе с нами будут путешествовать эльф Разумейка и мудрый гном Василий. Гоном Василий заблудился в нашей стране, поэтому мы должны ему помочь. А чтобы помочь Василию вы должны правильно выполнить все задания, которые вам приготовил Разумейка.

Учитель-дефектолог : Итак, вы готовы?

Первое задание Разумейки «Назовите правила поведения, с которыми вы уже знакомы» (слайд 2)

Дети называют правила:

1.Здороваться по утрам с родными, с учителями, с одноклассниками, с друзьями и со знакомыми взрослыми.

2. Благодарить, говорить всегда спасибо. Не грубить взрослым и одноклассникам.

3. Извиняться, если нечаянно кого-то толкнул, что-то не правильно сделал.

4. Культурно вести себя за столом в гостях и дома. В общественном транспорте, кино, театре.

5. Вежливо, приветливо относиться к окружающим людям.

Проверка (слайд 3-6)

Ну что же, вы справились с этим заданием и наш гном Василий на один шаг становится ближе к своему дому.

А прежде чем мы продолжим наше путешествие, давайте немного подвигаемся. (слайд 7)

2. Физкультминутка.

Раз подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,

Шесть, на место тихо сесть.

Учитель-дефектолог : Ребята, вы уже знакомы с многими правилами поведения.
А сегодня вы узнаете о главных правилах хороших отношений. Прежде чем вы о них узнаете, вы должны выполнить следующее задание от Разумейки. (слайд 8)

Задание зачитывает ученик: прослушайте внимательно текст и ответьте на вопросы учителя.
Учитель-дефектолог : В этом тексте, рассказывается ситуация, которая произошла с мальчиком Игорем. (слайд 9)

Работа с учебником стр.94-96

Вопросы к тексту:

1. Почему никто не хотел играть с Игорем?

2. Разумейка принёс вам задание в конверте и каждый из вас должен правильно подобрать подходящие слова,

которые характеризуют поведение мальчика.
Звучит музыка: (слова: Пляцковский М., музыка: Савельев Б.) … "Если добрый ты, то всегда легко".

Проверка (слайд 10)

Разбираем слово «невежа» (слайд 11)

Учитель-дефектолог: До 16 века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям.

А если добавить приставку не- к части «вежа». Что получится? Получится невежа.

Что означает слово «невежа»? (грубый, невоспитанный человек)

3. Чему учил мальчика старик?

  • Нельзя делать и желать другим то, что тебе самому неприятно.
  • Добро всегда добром возвращается.
  • Зло возвращается наказанием.

4. После того, как мальчик усвоил эти правила каким он стал? (Дети отвечают)

Учитель-дефектолог: что означает быть доброжелательным?
(Дети дают свои варианты ответов)

4. Физкультминутка для глаз «Звездочёт»

5. Закрепление полученных знаний

Учитель-дефектолог: (слайд 12)
Ну что ж ребята, подошло время проверить, как вы усвоили новые правила хороших отношений, поэтому вы должны выполнить следующее задание Разумейки: «РАЗОРВАННЫЕ ЗАПИСКИ. На записках пишутся правила поведения так, чтобы они были сформулированы из двух частей. Детям необходимо восстановить разорванные записки, правильно подобрав соответствующие друг другу части.
И с этим заданием вы верно справились, а наш гном Василий добрался к себе домой (слайд 13)

III. Заключительный этап

1. Подведение итогов

а) С какими правилами познакомились на уроке?
б) О каком новом слове узнали
?
Дети отвечают

2. Рефлексия

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цвета. Лучики нужно прикрепить к солнышку:

  • желтого цвета - мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;
  • голубого цвета - занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Учитель-дефектолог : Я рада, что вам понравилось занятие, вы очень хорошо потрудились и за то, что вы помогли найти путь домой гному Василию, он передал вам сюрприз, как вы думаете какой? Что больше всего на свете любят гномы? Правильно, золото. Дети получаю шоколадные монетки в золотистой обвёртке.

На этом наш урок подошёл к концу, но всё, о чем мы сегодня говорили, должно быть всегда с нами.

Для разработки конспекта мной было использовано учебное пособие по предмету "Человек и мир", автор О.Х. Серединская.

Конспект урока по предмету «Человек и мир»

на тему «Поведение в природе»

Класс : 2

Цель : Формирование способов действий по уходу за комнатными растениями.

Задачи:

Образовательные:

· совершенствовать представления о комнатных растениях посредством дидактической игры «Найди такой же»

· Формировать способы действий по уходу за комнатными растениями посредством практической работы

Коррекционно-развивающие:

· Совершенствовать активный словарь: «рыхлить», «опрыскивать», «протирать» посредством беседы

· Развивать мелкую моторику рук посредством ухода за комнатными растениями

Воспитывающие:

· Воспитывать интерес к растениям, любовь к природе

· Воспитывать желание ухаживать за растениями и бережно относиться к ним.

Оборудование: иллюстрации по теме, слова-подсказки, учебник «Человек и мир» 2 класса вспомогательной школы (Т. Л. Лещинская), фартуки для детей, лейки, деревянные палочки, клеенка, горшки с комнатными растениями, влажные салфетки, пульверизаторы.

Ход урока

I. Вводная часть

1. Организационный момент

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

2. Проверка домашнего задания

Давайте сделаем маленькую зарядку для наших рук изображая цветок.

«Цветок»

Руки держим перед собой,

прижимаем ладошки обеих рук друг к другу,

затем слегка раздвигаем их, округлив пальчики.

3. Уточнение временных представлений

Скажите мне ребята, какое сегодня число? Месяц? День недели?

II. Основная часть

1. Подготовка к усвоению нового материала

Послушайте внимательно загадку и сами отгадайте, о чём будет наше занятие.

Воздух очищают, создают уют.

На окнах зеленеют, и зимой цветут.

(Комнатные растения)

Правильно сегодня мы с вами будем продолжать говорить о комнатных растениях, и научимся правильно за ними ухаживать (Стук в дверь)

Ребята, к нам кто-то пришёл (На столе появляется кукла Юля) .

Это Юля. Наша гостья. Она хочет, чтобы я вам рассказала, какая история с ней приключилась. Слушайте внимательно. (Рассказ сопровождается картинками ).

Оля и Юля - сестрички. Они родились в один день, и им исполнилось по 6 лет. На день рождения они получили много подарков. Мама подарила – мяч, дедушка - книгу, папа - «сказочный» дом. А что подарила бабушка?(Учитель показывает картинку с цветочными горшками ) (Горшочки ).

Правильно, бабушка подарила горшочки, но не простые. Она велела поставить их на окно и поливать каждый день и смотреть, что же произойдёт. Оля всё сделала, как велела бабушка: поставила на окно и поливала каждый день свой горшочек (Учитель показывает картинку с лейкой ).

Через неделю появился росток.(Картинка с маленьким ростком).

А скоро на высоком стебле распустился красивый цветок(Картинка с цветком амариллиса ).

Бабушка сказала Оле, что это и есть чудо-подарок. А у Юли цветок погиб(Картинка с засохшим растением). Как вы думаете почему? (Юля не поливала цветок ).

Правильно, у Юли цветок погиб, потому что она не ухаживала за ним. Давайте расскажем Юле, что же такое комнатные растения, для чего они нам нужны. И научим ее правильно за ними ухаживать.

2. Сообщение нового материала

2.1. Беседа

Почему эти растения называют комнатными? (Потому что они растут в классе, в комнате).

Давайте вспомним их. Откройте в учебнике страницу 83. Такие же цветы есть у нас в классе. Давайте их назовём (Фикус, кактус, гортензия )

(Учитель показывает цветы детям и соотносит с названиями цветов, прикрепленными магнитами на доске ).

Для чего нужны комнатные растения? (Для красоты, для уюта, ещё они очищают воздух).

2.2. Дидактическая игра «Найди такой же»

Юля мне шепнула, что забыла, как выглядят наши комнатные растения. Давайте поможем ей. Разделимся на 3 группы. Я буду описывать растение, а вы мне ответите, про какое растение я рассказываю. (Учитель вызывает ответить трех учащихся от каждой группы)

Для 1 группы: Вкусно пахнет, у него есть много белых цветочков (Гортензия )

Для 2 группы: Имеет зеленые толстые колючие листья. Не пахнет. Круглой формы. (Кактус )

Для 3 группы: Имеет гладкие, зеленые листья. Не пахнет. Листочки овальной, продолговатой формы (Фикус )

Молодцы, вы хорошо угадали комнатные растения. Теперь Юля хорошо запомнила наши комнатные растения.

2.3. Ознакомление со схемой «Потребности растений»

А теперь скажите, что нужно растению, чтобы оно росло? (Вода, солнце, земля, воздух, доброта)

(Учитель одновременно показывает детям схему «Потребности растений», на доске слова: поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать).

- Откройте в учебнике страницу 84. Снизу на картинке представлены потребности растений. Давайте их назовём по очереди: поливать, протирать, опрыскивать, рыхлить

(Учитель показывая слово на доске проговаривает его с учащимися несколько раз соотносит с соответствующей иллюстрацией в учебнике).

А теперь немного отдохнем.

2.4. Физкультминутка «Цветочки» (музыка)

На окне в горшочке (дети сидят на корточках)

Поднялись цветочки. (медленно встают)

К солнцу потянулись, (поднимаются на носочки)

Солнцу улыбнулись. (разводят руки в стороны)

К солнышку листочки, повернут цветочки, (разворачивают ладони вверх )

Развернут бутоны, в солнышке утонут. (Соединяют руки над головой , медленно разводят в стороны)

3. Закрепление нового материала

3.1. Практическая работа

Помните наших сестричек Олю и Юлю? Помните ошибки Юли? (Да, у нее завяло растение ).

Теперь мы научимся ухаживать за нашими комнатными растениями, чтобы не допустить таких ошибок и не дать погибнуть нашим «зеленым друзьям».

Я приготовила вам инструменты по уходу за растениями. Давайте рассмотрим инструменты и определим, для чего они нужны (лейка поливать , деревянная палочка - рыхлить , пульверизатор - опрыскивать , влажные салфетки - протирать ).

Посмотрите, на доске записаны слова, прочитаем их и запомним, как они пишутся (слова-подсказки на доске прикреплены магнитами ).

Пульверизатор – это инструмент, с помощью которого мелко разбрызгивается вода.

Прежде чем начать работу познакомимся с правилами ухода за растениями (демонстрация действий ):

Рыхление. Чтобы земля была мягкой ее нужно рыхлить, глубоко нельзя, чтобы не повредить корешки, которые находятся далеко в земле.

Полив . Носик лейки прислоню к горшку, чтобы вода текла осторожно, налью ее столько, чтобы цветок напился вдоволь. Все цветы живые, не могут жить без воды.

Давайте прорыхлим и польем наши цветы. Наденем фартуки и начнем работу.

(Дети подходят к столу, на котором стоят горшки с комнатными растениями, с помощью учителя начинают рыхлить и поливать цветы) .

А теперь я напомню правила, как надо протирать листья от пыли. Мы с вами дышим носиком, а цветочки дышат листочками. Чтобы они могли дышать, они должны быть чистыми.

Растения с крупными листьями будем протирать влажной салфеткой или тряпочкой . Кладем на правую ладошку влажную салфетку, а на левую - листочек и аккуратно от стебелька до конца листочка будем протирать. Давайте попробуем.

(Дети выполняют задание).

Другие растения будем опрыскивать из пульверизатора.

(Дети выполняют задание, учитель в ходе работы помогает им советом, беседует с детьми о том, как называются растения, отмечает старательных детей. По окончанию работы дежурные убирают рабочее место).

- Вы все большие молодцы, теперь Юля знает, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

4. Повторение пройденного материала

4.1. Работа в парах «Как можно помочь комнатным растениям»

Чтобы Юля еще плотнее запомнила, как нужно ухаживать за комнатными растениями, мы должны ей напомнить и объяснить все правила. Давайте разделимся по парам. Каждой паре я буду называть одно из правил ухода, а вы будете выходить ко мне и показывать это правило.

(Учащиеся выходят к учителю и показывают правила ухода за комнатными растениями)

III. Заключительная часть

1. Объяснение домашнего задания

Вам будет домашнее задание: поухаживать за своими комнатными растениями дома вместе с родителями.

2. Оценивание деятельности учащихся на уроке

- Какие вы молодцы как хорошо у вас все получилось. В нашем классе сразу воздух стал чище и комнатные растения все блестят от чистоты! Хорошо работали сегодня …(учитель называет учащихся ). (Учитель называет учащихся ) у вас неплохо получается, но нужно еще потренироваться в уходе за комнатными растениями.

Юля ты все запомнила, о чем рассказали и что показали тебе ребята? Давайте еще раз напомним Юле, чем мы сегодня занимались на уроке (Дети по очереди отвечают ).

3. Подведение итогов урока

- Давайте попрощаемся с Юлей, она теперь знает, как ухаживать за комнатными растениями, и сможет вырастить много красивых комнатных цветов.

проведённого во 2 «А» классе

ГУО «Уваровичская средняя школа

Буда-Кошелёвского района»

Гомельской области

по теме: «Лягушки и жабы»
Учитель начальных классов:

Кабаева Ирина Сергеевна


Тема: Лягушки и жабы

Цели: формирование у учащихся представления о жабе и лягушке как особой группе животных, их среде обитания и роли, которую они выполняют в природе; раскрытие понятия «земноводные»; воспитание к этим животным положительного отношения в процессе знакомства с особенностями их поведения, питания и размножения: развитие логического мышления, наблюдательности, умения работать самостоятельно с учебником, в парах; содействие изменению отрицательного отношения детей к так называемым нелюбимым животным на основе их поведения, питания и размножения, особенно роли в природе.

Оборудование: учебник «Человек и мир»(2 класс); мультимедийная презентация к уроку; индивидуальные карточки по темам «Рыбы», «Лягушки и жабы».
Ход урока

1. Организационный момент.

Я настрой себе нашел, Повторю сто раз его-

Чтобы быть везучим. Разойдутся тучи.

У меня все хорошо - У меня все хорошо -

А будет еще лучше! А будет еще лучше!
2. Проверка домашнего задания – СЛАЙД №2

На доске эпиграф:

Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир.

Иван Саввич Никитин

Эти слова нас будут сопровождать на протяжении всего урока.

Наша планета – Земля –

Очень щедра и богата.

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый, ребята.

Солнышко рано встает,

Лучиком день зажигает,

Весело птицы поют,

Песнею день начинают.

Как хорошо, приглядись, -

Клены, березы и елки!..

Пенью у птицы учись,

А трудолюбию у пчелки.

(Л. Савчук)

Кто такие рыбы? Чем они похожи?

Найдите в тексте и прочитайте, как рыбы приспособлены к жизни в воде.

СЛАЙД №3

А чем питается щука и плотва? (Учащиеся работают с индивидуальными карточками по вариантам)







К чему может привести загрязнение водоёмов? (Ответы детей.)

Рубрика «Для любознательных».

О степени загрязненности водоёмов может рассказать кашель рыб. Самыми способными оказались ушастый окунь, пескарь и форель. Такое поведение рыб натолкнуло учёных создать прибор, показывающий степень загрязнения водоёмов.

3. Изучение нового материала. – СЛАЙД №4

Отгадав загадку, вы узнаете тему нашего урока.

Что за странная зверушка

По дорожке скачет?

И не мягкая игрушка,

И не круглый мячик.

У неё одни слова:

Знает только «Ква, ква, ква…» (Лягушка)


-Бугорками на спине

Отпугнет любого.

Но животное полезно,

Не найдёшь такого! (Жаба)


Знакомство с темой и целями урока.


- Вы, конечно, встречали в природе лягушек, возможно и жаб тоже. Сегодня вы убедитесь в том, какие это удивительные животные, какую роль в природе они выполняют.

Где в природе можно встретить лягушек? Жаб? Что вы о них знаете? (Ответы детей:

в прудах, реках, озёрах ил рядом с ними. )

СЛАЙД №5

Лягушку и жабу называют земноводными, так как они могут жить и в воде, и на суше. Кожа у них голая, влажная.

В природе существует большое разнообразие лягушек.


СЛАЙД № 6

Например, Кубинская лягушка величиной с ноготок мизинца.


СЛАЙД № 7

А камерунская лягушка достигает веса 6 кг.


СЛАЙД № 8

Древесная африканская лягушка способна совершать прыжок длиной в 5 м, как хороший легкоатлет.


СЛАЙД № 9

В природе нашей страны живут травяная, озерная, прудовая, остромордая лягушки.

Они отличаются величиной, окраской и формой тела.

Всю зиму лягушки лежат в глубокой тине без пищи и без дыхания, словно мёртвые. Может быть, им сниться солнышко, вкусные мушки, водяные кувшинки, жирные червячки. А придёт весна, и лягушки оживают. Все весенние тёплые ночи, с вечера до утра, кричат они без устали: два толстых мешка, находящихся по обеим сторонам шеи у самцов, помогают им издавать сильные звуки.

СЛАЙД № 10

Это очень интересное и полезное животное. Они уничтожают до 2 % вредных насекомых (а это огромное количество). Во Франции и Японии им даже поставлены памятники – дань уважения и признательности врачей и биологов всего мира.

Кожа у лягушек влажная, гладкая, очень красива своей окраской. У каждой особи своеобразная.
СЛАЙД № 11

По величине самая крупная – озёрная лягушка.

Зрительная гимнастика

Работа с учебным пособием.

Чтение «Учитель- ученик» статьи «Озёрная лягушка» (с.83-85)

Ответы на вопросы с. 85


4. Физкультминутка – СЛАЙД № 12

Лягушки

Дети изображают лягушек с растопыренными лапами.

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.



СЛАЙД № 13

А что вы знаете о жабах? (ответы детей)

Жабы отличаются от лягушек по многим параметрам.

У жабы бугристая кожа, более сухая и грубая, чем у лягушек. Ноги короткие и слабые, поэтому она в основном ползает и бегает. У многих лягушек есть зубы.

Поедает мух, комаров, мошек, слепней, оводов – возможных переносчиков различных болезней.

СЛАЙД № 14

Послушайте, какая жалоба поступила от жабы: «Невежественные люди говорят, что я вредная. Я совсем не вредная. У меня действительно выделяется через кожу беловатая, сильно пахнущая жидкость, но ни каких бородавок от этой жидкости не бывает. Просто так я спасаюсь от врагов. Это моя единственная защита, ведь у меня нет ни острых зубов, ни быстрых ног. Зато от меня большая польза! Недаром опытные огородники приносят на свои огороды жаб. Мы целый день сидим в укромном уголке, а когда стемнеет, выползаем на охоту. Ловить насекомых мне помогает клейкий язык. Я неустанно охочусь всю ночь!»

Жаб считают некрасивыми. Ведь часто, когда хотят кого-нибудь оскорбить, его сравнивают с жабой. А когда-то у многих народов это животное почиталось. Люди смотрели на него по-доброму, как и должен смотреть человек на животных вообще.

Существовали и легенды о чудодейственных свойствах жаб. Одни варили из жаб различные снадобья, которыми как будто можно было вылечить все болезни. Другие закапывали жаб в землю, чтобы был хороший урожай. Третьи запихивали в рот больному сушеную жабу, чтобы прогнать лихорадку.

Жаба- ночное животное. Сколько она за ночь уничтожает вредных насекомых, трудно сосчитать, даже если этим заняться специально. Жабы уничтожают гусениц, слизней. Недаром крестьяне приносили жаб из леса и выпускали их в огороды.

Из Франции жаб привозили в Англию и продавали за большие деньги. А в Париже раньше существовал даже специальный жабий рынок.

СЛАЙДЫ №№ 15,16

В мире существует 450 видов жаб. В нашей стране распространены 2 вида: серая, или обыкновенная, и зелёная, а камышовая жаба занесена в Красную книгу Республики Беларусь.



Чтение «Учитель- ученик» статьи «Жаба» (с.85-86)

Так чем же жабы отличаются от лягушек?

5. Закрепление материала. – СЛАЙД № 17




Работа учащихся с индивидуальными карточками:




Проводится проверка и самооценка работ учащихся.
СЛАЙД № 18

О лягушках существует много примет, послушайте:

Приметы о лягушках.

Вместе с лягушкой в дом входит удача.

Если убить лягушку, то дождь пойдет.

Лягушки квакают к сильному ненастью.

Если лягушки в болоте и речке сильно квакают - к дождю.

Лягушка, выскочившая на дорогу перед путником, сулит неудачу.

Если лягушки начинают осенью прятаться глубоко в воду, то это может предвещать скорое наступление холодной осени.

Много интересного материала вы сможете найти на страницах энциклопедий, журналов о природе и животном мире.

6. Домашнее задание: - СЛАЙД № 19

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Какие знания, опыт вы сегодня получили на уроке?

Чтение вывода на с.87 учебного пособия:

Жабы и лягушки – земноводные животные. Они могут жить в воде и на суше. Их тело покрыто голой, влажной кожей. Жабы и лягушки приносят большую пользу. Они нуждаются в охране и защите человека.

У вас на партах лежат кувшинки разного цвета. С помощью них покажите, какое сейчас у вас настроение?

(Каждый ученик «дарит» свою кувшинку героям урока по своему настроению).


СЛАЙД № 20

Спасибо всем за работу на уроке!

План-конспект урока по учебному предмету «Человек и мир» в 3 классе

Белозорова А.В. ,

учитель начальных классов

ГУО «Средняя школа № 12 г. Орши»

На данном уроке учителем использованы компетентностно- ориентированные заданияи, что позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность учащихся, изменить характер их работы, позицию и характер деятельности учителя, взаимоотношений между педагогом и учениками.

Деятельность учащихся обеспечена необходимым материалом (карточки с тестовыми заданиями, карточки с заданиями для групп), используется наглядность.

На этапе проверки домашнего задания организована самостоятельная работа, учащиеся выполняют тестовые задания, таким образом, используются индивидуальные и групповые формы работы. При проверке теста организован взаимный контроль. При изучении нового материала используются индивидуальные, фронтальные и групповые формы деятельности. Работа по новому материалу направлена на формирование у учащихся умения работать самостоятельно с учебной литературой, выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы.

На уроке создавались жизненно важные для учащихся ситуации, которые в дальнейшем найдут отражение в их социальном опыте. В конце урока учащиеся рефлексируют свою учебную деятельность.

Тема : «Сердце. Роль здорового образа жизни в укреплении сердца»

Цель: овладение учениками знаниями о значении сердца для организма человека, о роли здорового образа жизни в укреплении сердца.

Задачи:

организовать ситуации для

— формирования представления об органах кровообращения, их роли в жизни человека;

— осознания роли здорового образа жизни в укреплении сердца;

— развития рефлексивных способностей учащихся;

создать условия для

— усвоения знаний о способах увеличения работоспособности сердца;

— развития коммуникативных способностей учащихся, навыков группового взаимодействия;

содействовать

— осознанию учащимися особой роли сердца в жизнедеятельности человека;

— осознанию роли здорового образа жизни и положительных эмоций для укрепления сердца человека;

— воспитанию доброты и гуманности в отношении к людям;

— формированию чувства восхищения удивительными способностями сердца.

Тип урока: комбинированный

(с использованием компетентностно-ориентированных заданий)

Название этап

слайда

Организационно-мотивационный этап

Друг к другу повернитесь

И мило улыбнитесь.

Поверьте, что улыбки эти

Согреют всех на белом свете.

И так светло сегодня

В нашем классе

От теплоты сердец, сиянья глаз!

Я думаю, сегодня всё удастся,

Да. Непременно всё

Получится у нас.

И.Корчевская.

2

Стимул.

— Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: « Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым…»

— А как вы думаете, что делает человека счастливым? Что является главным в жизни каждого человека? (Рассуждения детей).

— Да, действительно для того, чтобы быть счастливым, нужно быть здоровым.

«Здоровый нищий счастливее больного короля».

— Вывод: Быть здоровым очень важно, только здоровый человек может познать радость жизни. Ему и учиться легко. Здоровье нельзя купить. О здоровье нужно постоянно заботиться, а для этого знать свой организм.

Усвоение материала по теме «Органы дыхания» и есть первая ступенька на пути к здоровью.

Задачная формулировка: выполни тестовые задания (приложение 1).

Источник: статья в учебнике.

3

4

5

Этап актуализации субъектного опыта учащихся

На прием к врачу пришёл пациент. Он жаловался на сильную боль за грудиной, которая распространяется на шею, левую руку, или на спину в области лопатки.

— Как вы думаете, на какой орган человеческого тела жаловался пациент?

1. Практическая работа №1.

Прикоснись ладонью к груди с левой стороны.

Что ты чувствуешь?

Прощупай пульс на левой руке.

Что это за удары?

А что это за синие прожилки просвечиваются сквозь кожу на руке?

2. Определение темы и принятие задач урока.

— Выскажите свое предположение, о чем пойдет речь на уроке.

— О чём бы вы хотели узнать, чему научиться сегодня на уроке?

(Ответы детей — целевые установки).

6

7

8

1. Знакомство со словарем темы.

Прежде, чем приступить к изучению новой темы, мы познакомимся с основными понятиями, которые необходимо усвоить: кровь, кровеносные сосуды, сердце, органы кровообращения.

Стимул. Знаете ли вы значение этих слов? На помощь к нам придёт наш надёжный друг — толковый словарь. Узнайте значение слов и объясните его своим товарищам (приложение 2).

Задачная формулировка.

Источник: толковый словарь.

2. Анализ имеющегося объема знаний и прогнозирование.

Заполни 3-ю колонку таблицы (приложение 3 ). Если ты согласен с утверждением, то поставь знак «+», если не согласен, то поставь знак «-».

3. Самостоятельное изучение нового материала. Работа в группах.

Стимул.

1группа

Задачная формулировка.

Прочитайте 1 абзац текста и заполните схему (приложение 4 ).

Расскажите о роли крови в организме, используя схему.

Источник. Статья в учебнике. Стр.118-119, 1абзац.

Кровь - самая важная жидкая ткань твоего организма. В ней растворен особый сахар - глюкоза. Он служит «топливом» для твоих клеток. Его-то вместе с газом кислородом и разносит по всем закоулкам твоего тела кровь.

Без анализа крови порой сложно поставить точный диагноз, к тому же это часто помогает предупредить развитие многих заболеваний (например, диабета).

Чем может обернуться для человека потеря большого количества крови?

Сообщение о донорах.

Некоторые люди сдают свою кровь, которая может понадобиться тем, кто потерял много крови (например, в аварии).

2 группа

Задачная формулировка.

Прочитайте 2 ,3 абзацы, заполните схему (приложение 5 ).

Расскажите об органах кровообращения.

Источник. Статья в учебнике. Стр. 119, 2 и 3 абзацы.

Кровеносная система организма -очень сложная система сосудов. От сердца отходит аорта- крупный сосуд. Затем он разделяется на сосуды помельче- артерии. В тканях органов артерии разветвляются на густую сеть капилляров. Капилляры- тончайшие сосуды, в 50 раз тоньше человеческого волоса. На выходе из органов капилляры вновь собираются в крупные сосуды-вены.

Артерии выдерживают большое давление. В тех местах, где артерии лежат под кожей неглубоко, можно прощупать ритмичные расширения их стенок - пульс.

Точки измерения пульса.

3 группа

Задачная формулировка.

Прочитайте 4 абзац текста и ответьте на вопросы (приложение 6 ).

Источник.

4. Дополнительная информация учителя (в руках муляж).

Сердце-это удивительный орган, который способен работать в течении всей жизни человека без остановки и ремонта. Размер сердца можно определить по размеру сжатой ладони в кулак. Его функция – перекачивать кровь по организму. При сокращении сердце выталкивает кровь, а при расслаблении — отдыхает. Сердце разбито на две части: правую и левую.

Сердце имеет две половинки, которые разделены перегородкой, поэтому кровь не смешивается, а бежит по своей дорожке.

Сердце – мотор нашего организма. Мы живы, пока оно работает.

Эта сильная мышца заставляет кровь бежать по артериям и венам.

Пульс-количество ударов сердца в минуту.

Сердце выталкивает за 1 раз полстакана крови.

В минуту делает 70 – 80 ударов, прокачивая по всему

телу 5 литров крови. В сутки делает 100 тысяч ударов

и прокачивает 10.000 л крови. За год — 40 миллионов ударов

К 70 годам жизни человека число сокращений его сердца достигает трех миллиардов.

На один удар оно затрачивает столько энергии, что ее хватило бы, чтобы поднять груз массой 200 г на высоту 1 метр.

А за 1 минуту сердце могло бы поднять этот груз на высоту 20-этажного дома.

5. Практическая работа (фронтальная работа).

Ребята, а как вы думаете, можно ли сделать так, чтобы сердце оставалось всегда здоровым? Можно ли увеличить его работоспособность? Постараемся ответить на эти вопросы.

Практическая работа №2.

Измеряют пульс в спокойном состоянии.

Что произойдёт с пульсом после выполнения физических упражнений?

Измеряют после выполнения 15 приседаний.

Что произошло с пульсом?

Какой вывод можно сделать?

Пульс увеличился. Почему?

Количество ударов сердца увеличилось из-за нагрузки. Сердце стало работать учащённее, перегонять больше крови.

За одну минуту через сердце проходит более

5 литров крови. При выполнении тяжелой работы или при беге этот объем может увеличиться в четыре раза! Вот оно какое - твое работящее сердце!

У людей, занимающихся спортом, сердце хорошо развито. Они могут выполнять физическую работу, не уставая. У людей, которые не занимаются спортом, сердце более слабое. При физической нагрузке оно бьётся чаще. Человек быстро устаёт.

Что нужно делать для того, чтобы сердце было здоровым?

Работа в парах. Выбери 10 продуктов, которые «любит» сердце. Продукты, оказывающие положительное влияние на его работу.

Овощи, хлеб, мёд, чипсы, газированные напитки, орехи, соки, алкогольные напитки, каши, мясо, молочные продукты, фасоль, рыба.

Самооценка

9

10

11

12

13

14-16

17

18

19

20

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Работа в парах

Стимул.

Задачная формулировка.

Соедини стрелкой начало и окончание предложения (приложение 7 ).

Источник. Карточка с заданием

Надо тренировать сердце: давать дополнительные задания! Когда ты бегаешь или плаваешь, сердце бьется в ускоренном темпе. Так оно тренирует само себя!

Положительные эмоции.

Смех укрепляет сердце. Укрепляют сердце и хорошие поступки.

Когда-то люди считали, что сердце – это душа человека. Про хорошего человека и сейчас говорят; у него доброе сердце. А о других: сердце, как камень. Хорошего человека и сейчас говорят; у него доброе сердце. А о других: сердце, как камень. О каких людях так говорят?

Так говорят о добрых и, наоборот, жестоких безжалостных людях.

Сердце – один из органов, но это, как бы самый «одушевленный» орган. На все наши чувства, на все наши ощущения в первую очередь реагирует сердце.

А вот вредные привычки наносят сердцу непоправимый вред.

31-32

33

34

35

Работа в группах.

Стимул.

Задачная формулировка.

Ответь на вопросы (приложение 8 ).

Источник.

36

Этап контроля и самоконтроля

37-38

Стимул. Наш урок подходит к концу. Давайте вернёмся к таблице, которую вы заполняли в начале урока. Заполните 4-ю колонку таблицы (приложение 3 ). Сравните ваши ответы. Все ли ответы совпадают?

Задачная формулировка.

Заполни 4 колонку таблицы. Если ты согласен с утверждением, то поставь знак «+», если не согласен, то поставь знак «-».

Инструмент проверки. Взаимооценка.

За каждый правильный ответ- 1балл.

За неправильный ответ-0 баллов.

Почему ответы на некоторые вопросы не совпали?

8.

Этап информации о домашнем задании

39

Подготовить памятку на тему «Программа здорового сердца».

Подведение итогов и рефлексия

Самооценка работы на уроке по таблице на слайде №40

Притча:

В один солнечный день красивый парень стоял на площади посреди города и с гордостью хвастался самым прекрасным сердцем в округе. Он был окружен толпой людей, которые искренне восхищались безупречностью его сердца. Оно было действительно идеально – ни вмятинки, ни царапинки. И каждый в толпе соглашался, что это самое прекрасное сердце, которое они когда-либо видели. Парень был очень этим горд и просто сиял от счастья.

Неожиданно, из толпы вперед вышел старик и сказал, обращаясь к парню:
-Твое сердце по красоте и близко не стояло рядом с моим.
Тогда вся толпа взглянула на сердце старика. Оно было помято, все в шрамах, в некоторых местах куски сердца были вынуты и на их местах были вставлены другие, которые совсем не подходили, некоторые края сердца были рваными. К тому же в некоторых местах в сердце старика явно не хватало кусочков. Толпа уставилась на старика – как он мог сказать, что его сердце красивее?
Парень взглянул на сердце старика и засмеялся:
-Ты возможно шутишь, старик! Сравни свое сердце с моим! Мое идеально! А твое! Твое – мешанина шрамов и слез!
-Да, – ответил старик, – твое сердце выглядит идеально, но я бы никогда не согласился обменяться нашими сердцами. Смотри! Каждый шрам на моем сердце – это человек, которому я отдал свою любовь – я вырывал кусок моего сердца и отдавал этому человеку. И он часто взамен отдавал мне свою любовь – свой кусок сердца, поэтому у меня в сердце есть рваные края, которые я берегу, потому что они напоминают мне о любви, которой мы делились.
И хоть эти дыры приносят боль, они мне напоминают о любви, которой я делился, и я надеюсь, что в один прекрасный день эти кусочки сердца ко мне вернутся.
Теперь ты видишь, что означает истинная красота?
Толпа замерла. Молодой человек молча стоял ошеломленный. Из его глаз стекали слезы.
Он подошел к старику, достал свое сердце и оторвал от него кусок. Дрожащими руками он протянул часть своего сердца старику. Молодой человек посмотрел на свое сердце, уже не идеальное, но более красивое, чем оно было раньше.

— Считаете ли вы. Что сердце старика было прекрасно? Почему?

— Почему сердце молодого человека стало более красивым, чем было, не смотря на то, что было в шрамах и ранах?

— Что же означает истинная красота?

40

41

42

Приложение 1

Этап проверки домашнего задания

Задачная формулировка: выполни тестовые задания.

Источник: статья в учебнике.

1. Закончи предложение .

Органы дыхания- нос, гортань,трахея, бронхи,___________________.

2. Дополни схему.

Значение дыхания

Снабжает организм____________________________

Удаляет вредные вещества и __________ _______________________________

_____________________________________

3. Закончи предложение

В носу воздух очищается от микробов, пыли, увлажняется и __________________________________________________________.

4. Найди правильные ответы.

Чтобы дышать чистым воздухом, надо:

а) регулярно проветривать помещения;

б) совершать прогулки по тротуарам вдоль улиц, где движется много транспорта;

в) регулярно делать влажную уборку в помещениях;

г) стараться гулять в парке, лесу, где растёт много деревьев.

5. Ответь на вопрос.

Почему полезно гулять в зимние солнечные и морозные дни?

Модельный ответ.

1. Лёгкие.

2. Кислородом. Углекислый газ.

3. Согревается.

4. А, в, г.

5. Нет возбудителей заболеваний.

Инструмент проверки.

Неправильный ответ0 баллов.

Правильный ответ-2 балла. Взаимооценка.

Приложение 2

к конспекту урока по теме «Сердце. Роль здорового образа жизни в укреплении сердца»

Этап изучения нового материала

Стимул. Знаете ли вы значение следующих понятий: кровь, кровеносные сосуды, сердце, органы кровообращения? На помощь к нам придёт наш надёжный друг — толковый словарь. Узнайте значение слов и объясните его своим товарищам.

Задачная формулировка.

1гр. Найди значение слова «кровь».

2гр. Найди значение слова «сердце».

3гр. Найди значение слова «кровообращение».

Источник: толковый словарь.

Инструмент проверки:

Принимал активное участие-2 балла.

Самооценка.

Кровь- обращающаяся в организме жидкость, обеспечивающая питание всех клеток обмен веществ.

Сердце- центральный орган кровеносной системы, обеспечивающий жизнедеятельность организма.

Символ переживаний, чувств, настроений человека.

Кровообращение-движение крови в организме.

Кровеносные сосуды- сосуды, по которым движется кровь в организме.

Приложение 3

к конспекту урока по теме «Сердце. Роль здорового образа жизни в укреплении сердца»

Анализ имеющегося объема знаний и прогнозирование

Предлагаю выяснить, что вам уже известно по данной теме.

Заполни 3-ю колонку таблицы. Если ты согласен с утверждением, то поставь знак «+», если не согласен, то поставь знак «-».

Утверждения

До изучения

После изучения

Сердце и кровеносные сосуды- это органы кровообращения.

Сердце двигает кровь по кровеносным сосудам.

Кровь разносит по организму питательные вещества, кислород и углекислый газ.

Кровь разносит по организму питательные вещества, кислород и уносит из организма углекислый газ, защищает от микробов.

Алкоголь и курение разрушают сердце, делают его больным.

От алкоголя и курения сердце становится более работоспособным

Потеря половины крови грозит человеку смертью.

9 .

Добрые дела и поступки укрепляют сердце.

Приложение 4

к конспекту урока по теме «Сердце. Роль здорового образа жизни в укреплении сердца»

Стимул. Ребята, сейчас перед вами стоит очень сложная задача, но вы с ней справитесь. Вам необходимо самостоятельно познакомиться с новым материалом и объяснить его своим одноклассникам.

1 группа

Задачная формулировка.

Прочитайте 1 абзац текста и заполните схему.

Роль крови в организме

Сердце

Кровеносные сосуды

Не участвовал в работе группы-0 баллов.

Помогал работе группы-1 балл.

Приложение 6

к конспекту урока по теме «Сердце. Роль здорового образа жизни в укреплении сердца»

Самостоятельное изучение нового материала

3 группа

Задачная формулировка.

Прочитайте 4 абзац текста и ответьте на вопросы.

1)Что заставляет кровь двигаться по кровеносным сосудам?

2)Сколько ударов в минуту делает сердце у здорового человека?

3)Что означает количество ударов сердца?

4)С чем можно сравнить сердце?

Источник. Статья в учебнике. Стр. 119, 4 абзац.

Модельный ответ.

1)Сердце.

2)70-80 ударов.

3)Сколько раз сердце наполнилось кровью и вытолкнуло её.

4)С насосом.

Инструмент проверки. Самооценка.

Не участвовал в работе группы-0 баллов.

Помогал работе группы-1 балл.

Принимал активное участие-2 балла.

Приложение 7

к конспекту урока по теме «Сердце. Роль здорового образа жизни в укреплении сердца»

Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности

Стимул. Что же помогает сохранить сердце здоровым, а что наносит непоправимый вред?

Задачная формулировка.

Соедини стрелкой начало и окончание предложения.

С охранить сердце здоровым, физкультура, спорт, подвижные игры

укрепить помогают… курение, алкоголь

доброта, хорошее настроение, поло

Разрушают сердце, жительные эмоции

делают его больным… гнев, плохое настроение

физический труд

переедание, жирная пища

Источник. Карточка с заданием

Инструмент проверки. Самооценка.

Неправильный ответ-0 баллов.

Частично правильный ответ-1 балл.

Правильный ответ-2 балла.

Приложение 8

к конспекту урока по теме «Сердце. Роль здорового образа жизни в укреплении сердца»

Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Стимул.

К нам за помощью обратились мальчики Коля и Дима. Нужно помочь им разобраться в сложившейся ситуации и дать им советы.

Задачная формулировка.

Ответь на вопросы (приложение 8 ).

1гр. Почему Коля устал быстро? Почему у него появились боли в сердце?

2гр. Что можно сказать о Диме? Почему он почти не устал?

3 гр. Как выдумаете, у кого из мальчиков пульс был более частым

(увеличился больше)? Почему?

—Какой совет вы бы дали Коле?

Источник.

Два мальчика Коля и Дима помогали родителям на дачном участке. Коля очень быстро устал и стал себя плохо чувствовать. Появились боли в сердце. Дима работал с родителями долго и почти не устал.

Инструмент проверки. Самооценка.

Не участвовал в работе группы-0 баллов.

Помогал работе группы-1 балл.

Принимал активное участие-2 балла.