Проблема формирования умения планировать свою деятельность у детей дошкольного возраста материал на тему. Развитие умения планирования у младших школьников в учебной деятельности Формирования у школьников самостоятельно планировать

Планирование деятельности

"Воспитание дошкольника в труде" . Под ред. В. Г. Нечаевой
Изд-во «Просвещение», М., 1974 г.

Приведено с некоторыми сокращениями

В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудностей при достижении намеченного результата.
Предварительное планирование деятельности чаще всего осуществляется педагогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.
Элементарное планирование могут выполнять и дети 5-7 лет. Умение планировать деятельность складывается постепенно из тех простых действий, которые необходимо выполнять в логической последовательности. На первых порах это ребенку трудно.
Но даже в работе с детьми младшего дошкольного возраста можно строить требования так, чтобы в режимных процессах открывались возможности для постепенного приучения их действовать организованно, уметь выделять, что надо сделать сначала, что потом, почему надо делать в этой, а не в иной последовательности.
Например, воспитатель предлагает детям перед уходом на прогулку привести групповую комнату в порядок. Он должен объяснить детям: сначала надо поставить на место стульчики, а потом убрать игрушки. При умывании надо сначала завернуть рукава, чтобы не намочить их, а потом вымыть руки, а лицо умывать уже чистыми руками и т. д. Таким образом, последовательность действий определяется воспитателем, дети постепенно приучаются придерживаться этой очередности действий.
На основе этих элементарно простых подходов к планированию действий маленького ребенка постепенно подготавливается возможность для перехода к более сложным формам планирования в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Следует иметь в виду, что без обучения у детей долго не складываются умения планировать деятельность, а в игре не только детей младшей, но нередко и средней группы долго еще сохраняется примитивное манипулирование предметами.
В некоторых наиболее распространенных трудовых процессах, организованных в средней и старшей группах, непременно должна быть определена логическая последовательность действий, представляющая для ребенка простейший план деятельности. Например, при уходе за комнатными растениями их надо расположить так, чтобы удобно было вытирать, поливать. Для этого нужно сначала перенести цветы с подоконника на стол, затем вытереть листья, вымыть поддоны, полить растения, вытереть подоконники и уже после этого перенести растения на место. При отсутствии плана действий деятельность детей хаотична.
Лена, поняв цель задания - протереть и полить цветы, сразу принялась его выполнять. Растения вытирала прямо на подоконнике, несмотря на то что он был высоким. Девочка приподнималась на носки, но и так достать не могла. Тогда она подставила стул. В ответ на замечание педагога, что нужно переставить горшки так, чтобы удобно было их вытереть и полить растения, Лена просто передвинула их ближе к краю подоконника. В таком положении ей неудобно было работать. Аналогичное задание выполняла и Света. На вопрос педагога о том, как мы будем ухаживать за растениями, Света сказала: «Я водички принесу и полью». На вопрос: «Что ты сначала сделаешь?» - ответила: «Поливать буду».
Дети поняли цель - надо привести в порядок комнатные растения. Их деятельность направлена на выполнение поставленной задачи, и это можно рассматривать как целесообразную трудовую деятельность.
Однако здесь перед воспитателем стоит задача в процессе работы направить внимание детей на логическую последовательность действий, которая может привести к лучшему результату (меньшая затрата сил, времени, лучшие удобства).
При ремонте книг с детьми старшей группы следует сначала отобрать книги, нуждающиеся в ремонте. Затем определить, что надо сделать, чтобы привести их в порядок: подклеить страницы, заменить корешок, укрепить уголки обложки. После этого подготовить нужный материал: подобрать наиболее подходящую по цвету бумагу, кусочки картона, клей, кисточки, ножницы. Сам нроцесс работы тоже важно построить таким образом, чтобы предусмотреть последовательность ее выполнения: осмотреть книжку, которую надо отремонтировать, определить на глаз или при помощи линейки ширину и длину полоски бумаги, которую надо будет приклеить к порванной странице, сделать заметки карандашом, а затем отрезать и лишь после этого наклеить.
Если деятельность ребенка не направляется, он производит много ненужных действий, выполняет работу в такой последовательности, которая не обеспечивает достижения желаемого результата.
Вера (6 лет) взяла книгу, намазала корешок клеем, к корешку приклеила лист бумаги, листок оказался велик, он закрыл картинку на обложке, по краям остались лишние кусочки бумаги. Порванные и загнутые уголки обложки остались неотремонтированными. По краю Вера обрезала лишнюю бумагу, но неровно. На предложение педагога привести в порядок еще одну книгу Вера отозвалась охотно. Хотела воспользоваться тем же приемом, но ей было предложено сначала подумать, как сделать, вспомнить, как подклеивали книги на занятии. Вера попыталась на листе бумаги отметить величину книги, но сделала это неточно, без линейки, однако даже такое примеривание дало результаты. Вера уже намазывала клеем листок бумаги, а не корешок, так как убедилась, что в первом случае листы книги склеиваются и ее трудно потом раскрыть. Теперь результат работы значительно лучше.
При отсутствии навыков планирования ребенок становится на путь проб и ошибок, что приводит к бесцельной трате энергии, вызывает чувство неудовлетворенности полученным результатом.
Умение планировать деятельность наиболее успешно формируется в трудовом процессе, так как в игре ребенок больше подчиняется свободному замыслу, который, в ходе игры часто претерпевает изменения, нередко обусловленные случайными впечатлениями, ассоциациями.
На занятиях план чаще всего предлагается педагогом, так как здесь основной задачей является научить ребенка тому, чего он еще не умеет делать. Только на занятиях творческого характера предлагается задание самостоятельно решить задачу, основные вопросы которой также чаще всего даются ребенку в готовом виде (придумать рассказ по опорным вопросам, по плану, данному педагогом, склеить игрушку из готовой выкройки и т. п.).
Для того чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, надо дать ему пример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагаются вопросы: «Подумай, как ты будешь делать, с чего ты начнешь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебе понадобится?»
Детей следует ставить в условия необходимости предварительно обдумать процесс деятельности. Если трудовая задача ясна, старшие дошкольники выполняют работу самостоятельно и успешно. Когда некоторые звенья трудового процесса им неизвестны, они находят решение в ходе работы - осваивают новые операции, применяют разный инструмент, продумывают, какой материал нужен для этой работы и как его использовать! Воспитателю важно выяснить характер побуждений детей и в нужных случаях оказывать помощь, направляя их к дальнейшим поискам успешного завершения работы.
Перед детьми ставятся задачи как сходные с теми, которые давались ранее с пояснениями педагога, так и новые, решая которые ребенок может опереться на имеющийся у него опыт: ремонт картонных коробок для дидактических игр, подвязывание стеблей вьющихся растений, изготовление стола из дерева, стирка кукольной одежды.
Так в специальных трудовых процессах дети учатся планировать работу. Совершенствование навыка планирования деятельности происходит в ежедневной работе (дежурства, уход за обитателями уголка природы). Важно, чтобы в этом труде дети действовали не случайно, не хаотично, а продумывали последовательность операций.
Вначале дети стремятся сразу, без предварительного осмысления приступить к выполнению трудового задания. На вопрос о том, сколько полосок бумаги надо приготовить, чтобы склеить уголки коробки, дети отвечают: «Много» - или молчат, затрудняясь ответить. Так же отвечают дети на вопрос: «Сколько надо дощечек, чтобы сделать стол?». А на вопрос: «Какие тебе для этого нужны инструменты?» - чаще всего отвечают: «Разные».
При повторном выполнении аналогичного задания дети более конкретно представляют себе трудовой процесс. Так, на вопрос о том, какие нужны материалы, чтобы сделать стол, Толя отвечает: «Одну большую дощечку для крышки стола и четыре маленькие ровные для ножек». На вопрос: «Как ты будешь делать стол?» - ребенок отвечает, показывая при этом, как он будет делать: «Сначала одну ножку приколочу, вот с этой стороны (показывает на тыльной стороне руки)... Это будет стол... А потом другую ножку... Это ножка» (прикладывает палец).
Вера (6 лет 5 мес.) на вопрос, что нужно, чтобы сделать стол, отвечает: «Нужны дощечки, молоток и гвозди, чтобы прибивать». - «А сколько надо дощечек?» - «Четыре... или нет, пять. Одну большую, а остальные маленькие». «Как будешь делать стол?» - «Сначала вот так (показывает движением рук, затем берет книгу и карандаш). Это сам стол, а это ножка».
Ребенок легко изображает действие, подразумевая реальные объекты. На вопрос: «Как будешь стирать одежду куклам?» - она отвечает: «Сначала я в тазик воды налью, а потом платье намочу и мылом намылю и вот так тереть буду. А потом грязную воду вылью, налью чистой, опять постираю, а потом буду полоскать. Когда высохнет, буду гладить».
Трудовые действия дети могут видеть на картинках, изображающих разные виды труда людей, и рассказать о них. Например, воспитатель предлагает картинки, на которых изображены разные трудовые процессы: посадка деревьев, вскапывание грядок, сбор яблок, чистка обуви, стирка. Детям предлагается составить маленький рассказ по картинке. При накапливании опыта планирования конкретной работы с подобными заданиями дети легко справляются.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

анна русова
Планирование в деятельности педагога

«Хороший план сегодня лучше очень хорошего плана завтра »

Профессия педагога одна из тех профессий, в деятельности которой предусматривается огромное количество планирования : календарное, тематическое, планирование непосредственно образовательной и свободной деятельностей и т . д. И не важно, когда Вы приобретали данную профессию - в прошлом веке или в данный момент - планирование остаётся приоритетной деятельностью педагога . Он должен грамотно, компетентно, чётко знать какова будет его деятельность «здесь и сейчас» , завтра, через полгода,. А ещё и с учётом ФГОС!

Начать свою статью хочу с математического определения планирования .

Планирование - это функция , одним из аргументов которой является время.

Каким точным является данное определение. У нас педагогов год летит за годом и в нашей «деятельности-функции » хочется передать малышам огромный багаж знаний, но времени, как правило, не хватает.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

До 2000 года, применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности. Т. е. если мы рассмотрим так называемый «Паспорт профессии «Педагог » , то увидим там те требования, с которым должны будут ознакомить абитуриента в учебном заведении и которые будут предъявлены будущему специалисту-выпускнику в его профессиональной деятельности . Одним из таких требованием и будет являться умение в учебно- воспитательной работе. Т. к. планирование деятельности - это навык Вашей эффективности, Вашей компетентности. Планирование деятельности является одним из секретов успешного человека.

Планирование - оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов, связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем.

Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов :

Постановка цели и задач;

Составление программы действий (проектирования) ;

Вариантное составление программы (вариантное проектирование) ;

Выявление необходимых ресурсов и их источников;

Определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них ;

Фиксация результатов планирования в материальном виде , например, в виде проекта, модели, плана , карты боевых действий, приказа в письменной форме, диагностики и т. п.

Возможно, Вы думаете сейчас о том, что планирование деятельности отнимает время , вызывает некоторое напряжение. Конечно, бумажной работы у нас педагогов хватает с лихвой . Но, научившись планировать свою профессиональную деятельность , Вы сможете достичь гораздо более серьезного и весомого результата, чем, если Вы не освоите эту науку. Каждое совершаемое Вами действие будет более осмысленным и эффективным по сравнению с незапланированной работой . Да, Вы должны подойти к планированию с чувством ответственности и дисциплинированности. Научившись планировать , Вы станете хозяином времени и самое главное - будете видеть и будете удовлетворенны результатами своей деятельности . Само по себе планирование помогает более ясно и четко формулировать предстоящую деятельность педагога , направленную на воспитанников, что помогает более быстро реализовать поставленную цель. Умение постоянно планировать свое время дает возможность определять тот вид деятельности , который обладает более значимыми приоритетами. Это также ведет к повышению эффективности проделанной работы. Правильно спланированная работа педагога являются залогом успешного выполнения поставленных цели и задач в учебно-воспитательном процессе с детьми, а так же представляют собой инструмент самоорганизации. Ниже приведены причины, объясняющие, почему планирование – это важный инструмент в вопросе самоорганизации и самосовершенствования.

«Планирование деятельности – это карта вашего дня»

Психологи утверждают : Решив составить эффективный план действий , человек, не привыкший к этому, потратит час и более рабочего времени. Понимая, что время будет потрачено, человек, как правило, решает не составлять никакого плана , а действовать по наитию : «что помню, то и делаю» . Но такой подход начисто лишен эффективности. Приступив к одному заданию, человек вдруг вспоминает о другой, еще более важной задаче, переключает на нее свое внимание. В процессе он отвлекается, так как мысли переключаются с одного на другое. В итоге, не выполнена ни одна, ни вторая задача. Чаще всего человек торопится выполнить срочные дела. Но срочное не значит действительно важное и значимое. Вряд ли срочное дело окажет положительное влияние на последующую деятельность , жизнь человека.

Одна минута времени, потраченная на планирование своей деятельности , экономит десять минут, потраченных на выполнение поставленной задачи. Таким образом, научившись планировать свою деятельность , вы сможете получать 200 процентов отдачи от вложенной энергии.

Тому, кто привык планировать работу на завтра , не требуется более двенадцати минут, для того чтобы расписать все необходимые дела, распределив их в приоритетном порядке. Потраченные накануне двенадцать минут дадут Вам возможность сэкономить два часа производительности, что, безусловно, качественно повышает уровень продуктивности Вашей работы. Если умножить это время на количество дней в календарном месяце, то получится, что в месяц Вы способны экономить до пяти рабочих дней. Здорово, не правда ли!

«Планирование деятельности

учит правильно определять приоритеты»

Умение верно определять приоритетные направления деятельности помогает обозначать наиболее важные, перспективные и значимые места. Приоритетное место должно быть отведено тому, что необходимо выполнить. Нежелание концентрироваться и отдавать предпочтение главному приводит к тому, что человеку так и не удается достичь поставленной цели.

«Планирование деятельности программирует ум человека»

Вы, наверняка, не раз сталкивались с такой ситуацией, когда в зависимости от того, насколько четко сформулировано Ваше желание, оно с большей или меньшей легкостью воплощается в жизнь. Планирование – это уникальный процесс, который помогает человеку осознать, к чему в действительности он стремится и, в итоге, воплощающий эти стремления в жизнь.

Т. о. для обеспечения нормальной, полноценной, эффективной деятельности «педагог-ребёнок » необходимо постоянно планировать деятельность . Планирование в деятельности педагога - это процесс разработки планов работы с детьми , последующего контроля за ходом реализации планов , развития и функционирования детского коллектива в целом. Объектами планирования будут служить следующие единицы : наши воспитанники, их динамика в развитии, их достижения и неудачи, наша компетентность и квалифицированность,.

Для того чтобы план был эффективен , необходимо в нем отразить следующее :

1. оценка внешней среды;

2. оценка возможностей с учётом благоприятных и неблагоприятных факторов воздействия внешней среды;

3. определение и формулирование целей;

4. определение текущих оперативных задач, соответствующих целям;

5. методы анализа и контроля за выполнением плана , обеспечивая обратную связь со следующим циклом планирования .

Существуют следующие формы организации планирования :

1. «Сверху-вниз» - это планирование , когда руководством определяются основные цели деятельности учебного заведения/ возрастной группы и механизмы их достижения, а затем доводятся до персонала с целью выполнения плана . Недостатком такого планирования является то , что руководство не всегда может увидеть и учесть потенциальные возможности низовых звеньев.

2. «Снизу-вверх» - здесь каждый сотрудник анализирует свою текущую работу, находит резервы для ее совершенствования и подает руководству своего подразделения предложения о работе в будущем периоде, т. е. идёт корректировка плана действий с учётом всех составляющих (уровень развития детей, квалифицированность педагога , потенциал детского и взрослого коллектива в целом и т. д.).

3. «Смешанное планирование » - руководство разрабатывает основные показатели деятельности в учебном периоде и передает их в подразделения. Там анализируются возможности выполнения поставленных задач, разрабатываются программы достижения целей и после корректировки информация передается в методический центр, где она сводится в единый черновой план , который после рассмотрения и доработки в соответствии с пожеланиями обеих сторон согласуется и утверждается. Каждое подразделение самостоятельно определяет форму планирования , но «смешанный тип» зачастую более успешен, т. к. руководитель определяет те цели, которые необходимо достичь, а подразделения их корректируют в зависимости от возможностей, следовательно, учтены «желания и возможности» .

Рассмотрим принципы планирования :

1. Непрерывность - планирование должно распространяться как на длительную перспективу, так и на более короткие сроки.

2. Научность - планирование должно осуществляться на научной основе, т. е. опираться на достоверную информацию, выполняться научно обоснованными методами.

3. Гибкость - планы должны корректироваться в соответствии с изменениями в окружающей среде.

4. Точность.

5. Приоритетность - это подчиненность всех программ и планов стратегической цели развития учебного заведения.

6. Принцип участия (по И. Ансоффу) - означает, что каждый сотрудник предприятия должен участвовать в построении планов предприятия , кого непосредственно затрагивает данный план .

Методы планирования :

1. программно-целевой - планирование , в основе которого лежит разработка комплексных программ, ориентированных на достижение поставленных целей;

2. балансовый метод - составление различных видов балансов (оснащение) ;

3. нормативный метод – в образовательном учреждение, как и во многих других, в процессе планирования применяется целая система норм и нормативов;

4. математическое моделирование – предполагает использование в процессе планирования различных математических моделей, которые представляют собой формализованное описание исследуемого процесса (объекта) в виде математических зависимостей и отношений.

5. метод прогнозирования - совокупность приемов и способов, позволяющих на основе изучения внутренних закономерностей развития объекта и его внешних связей вывести суждение (прогноз) определенной достоверности о будущем состоянии объекта прогнозирования.

6. интуитивные методы основываются на интуитивно-логическом мышлении. Они используются, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта или объект слишком прост и не требует проведения трудоемких расчетов.

Виды планирования :

1. Оперативное (ОП) - содержит план на смену , неделю, декаду.

Этапы ОП :

Объемное планирование – это распределение выполняемых работ по возрастам и плановым периодам с учетом нагрузки оборудования и площадей. Для эффективного распределения сопоставляются необходимые и имеющиеся ресурсы учреждения.

Календарное планирование - это определение сроков выпуска детей с определённым уровнем знаний, уточнение заданий каждого возрастного периода детства, а при необходимости и корректировка.

Оперативно-производственное планирование – это окончательное уточнение программы производства и организация ее выполнения. При необходимости вносится корректировка в графики работ.

2. Текущее - от месяца до года, с распределением по кварталам и месяцам.

3. Среднесрочное - от года до 5 лет.

4. Долгосрочное - от 5 лет, нацеленные на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии фирмы.

5. Стратегическое - долговременный план , охватывающий период 10-15 и более лет.

В педагогической деятельности имеет место быть каждое из данных видов планирования с одной только разницей - название планирования . Терминология в педагогике немного отличается от общей, но смысл процесса планирования от этого не меняется. Учитесь грамотно и компетентно планировать свою деятельность и деятельность всего Вашего коллектива (педагог-ребёнок , педагог- педагог , педагог-родитель и т . д., и это облегчит Ваш трудовой день. Конечно, придется попросить помощь в освоении такого тяжёлого труда, но научившись планировать , Вы будете грамотно распределять свои ресурсы, которые в нашей профессии так важны, потому что мы работаем с человеческими душами.

Освоив планирование недели , переходите к следующему этапу - начинайте планировать свои действия на месяц вперед. И здесь также действует правило : «Не приступайте к делам предстоящего месяца, пока вы не запланировали его ». После этого вы сможете формировать цели предстоящего дня в соответствии с теми, что вы поставили на более длительный срок : три месяца, полгода и год.

Спасибо за внимание. Удачи всем в педагогической деятельности .

Статья составлена на основе следующих материалов :

1. Педагогика . Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.

2. Психология и педагогика . Радугин А. А.

3. Российская педагогическая энциклопедия . Давыдов В. В.

4. Социальная педагогика . Мудрик А. В.

интернет ресурсы :

1. http://samorealizacia.com/planirovanie/

2. https://ru.wikipedia.org/wiki

3. http://koi.tspu.ru/koi_books/klemasheva/

  • Чердынцева Евгения Валерьевна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Омский государственный педагогический университет
  • УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ
  • УМЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ

В статье раскрываются научные подходы к формированию умения планирования у младших школьников в учебной деятельности. Дается характеристика основных методов, систематическое применение которых на уроках будет способствовать поэтапному формированию умения планирования у обучающихся в начальной школе.

  • Реализация здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности
  • Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения
  • Воспитание ценностного отношения к малой родине у младших школьников в детском объединении
  • Развитие логических учебных действий у младших школьников в процессе обучения
  • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива

Для успешной социализации в современном постиндустриальном, высоко динамичном обществе необходимо формирование у молодого поколения умения четко распределять многообразие видов деятельности для выполнения их в течение ограниченного времени, конструировать различные варианты выполнения деятельности и осуществлять выбор оптимального. При этом успешное выполнение личностью деятельности обеспечит высокий уровень развития у неё умения планирования.

Целенаправленное формирование умения у младших школьников планировать связано с началом обучения ребенка в школе. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, развитие умения планирования у обучающихся является необходимым для достижения ими высоких образовательных результатов в учебной деятельности, поскольку оно способствует упорядочиванию и систематизации детьми учебных действий, своевременному прогнозированию возможных трудностей и путей их преодоления.

Проблема формирования умения планирования у младших школьников раскрывается в работах А.Г. Асмолова, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, В.В. Давыдова, В.Х. Магкаева. По мнению А.Г. Асмолова, планирование является универсальным учебным действием обучающегося, обеспечивающим его способность к организации процесса овладения новыми знаниями и способами действий и к продуктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Формирование умения планирования у младших школьников осуществляется поэтапно: приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация; формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами; тренинг, уточнение связей, самоконтроль, коррекция; контроль .

В.В. Давыдов рассматривает планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Он отмечает, что успешность осуществления деятельности планирования младшим школьником зависит от количества предусмотренных им пошаговых действий и тщательного сопоставления их между собой Автор указывает, что формирование планирования у младших школьников связано с развитием теоретического мышления.

П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина считают, что основу умения планирования составляет развитие у обучающегося внутреннего плана действий. Данные исследователи выделяют пять этапов развития внутреннего плана действий у младших школьников. На первом этапе планирование носит внешней характер: дети при помощи педагога озвучивают последовательность своих действий. На втором этапе при составлении плана младшие школьники опираются на поставленную цель и конечный результат, в процессе выполнения действий по реализации плана у них проявляются ошибки и несовпадение с необходимым результатом. На третьем этапе у младших школьников проявляется способность к мысленному формированию плана действий, к представлению промежуточных результатов. Обучающиеся выполняют действие во внутреннем плане, а затем реализовывают его в практической деятельности, регулируют свою деятельность в соответствии с планом. На четвертом этапе при построении плана решения младшие школьники преобразуют практическую задачу в теоретическую. Оценка результата осуществляется на основе рефлексии и логики достижения цели. На пятом этапе у обучающихся проявляется самостоятельность в процессе формирования внутреннего плана действий. Действия во внутреннем и внешнем плане согласованы, последовательны, логичны. Построение плана предваряется анализом собственной структуры задачи.

В.Х. Магкаев считает, что умение планирования у младших школьников проявляется в способности выстраивать последовательность мысленных действий и реализовать эти действия в практической деятельности. Основу планирования составляют предвидение и преднамеренность. В.X. Магкаевым выявлены четыре типа реализации планирующей функции мышления у младших школьников: манипулятивный тип (отсутствие планирования), пошаговый (определение способа действия на основе анализа выполнения предыдущего действия), ближайшее планирование (представление во внутреннем плане частичного решения задачи), рациональное планирование (выбор во внутреннем плане наиболее оптимального способа решения задачи из нескольких вариантов).

В работах О.В. Якубенко отмечается, что на формирование умения планирования учебной деятельности у младших школьников оказывает влияние организация сотрудничества обучающихся на уроках. В связи с этим педагогу необходимо создавать оптимальные условия для развития гуманистических межличностных отношений детей, активно применять на уроке технологии группового и коллективного способов обучения. При этом с целью профилактики агрессивного, конфликтного поведения детей исследователь рекомендует использование средств арт-терапии. Формирование у младших школьников умения планирования учебной деятельности будет способствовать профилактике их дезадаптации к условиям школьного обучения.

В работах П.И. Фроловой рассматриваются педагогические технологии, способствующие формированию умения планирования у обучающихся в начальной школе: проблемное обучение, кейс-технология, игровые технологии, технология организации учебного сотрудничества. По мнению исследователя, систематическое использование указанных технологий на уроках в начальной школе обеспечит активное осмысление младшими школьниками структуры и содержания учебных задач, создание универсальных алгоритмов их решения.

Основываясь на данных исследованиях, рассмотрим методы формирования умения планирования у младших школьников в учебной деятельности. На начальном этапе обучения обучающихся планированию учителю необходимо использовать метод обсуждения готового плана решения учебной задачи. При этом педагог проговаривает все этапы действия, организует коллективный анализ детьми последовательности действий. В процессе анализа у младших школьников формируются способности соотносить выполненные действия, их промежуточные результаты, определять последовательность действий, приводящую к необходимому результату.

Формированию умения планирования у обучающихся учебной деятельности способствует также применение педагогом метода анализа деформированного плана решения учебной задачи, в основе которого - обсуждение учителем с младшими школьниками имеющего плана с целью выявления типичных ошибок и нерациональных действий и последующей коррекции.

В процессе формирования умения планирования у детей в начальной школе эффективным методом также является использование учителем плана с недостающими или избыточными действиями. Педагог может предложить обучающимся детализировать план решения учебной задачи, составленный в общем виде, или дополнить план, в котором пропущены некоторые действия.

После освоения младшими школьниками рассмотренных выше методов планирования учебной деятельности учителю необходимо предложить им самостоятельно составить собственный план решения учебной задачи. Сначала педагог предлагает детям ориентировочную основу деятельности – алгоритм составления плана. Обучающиеся составляют план решения учебной задачи по алгоритму, учитель оказывает им необходимую помощь. По мере овладения данной деятельностью до уровня автоматизации дети приобретают способность осуществлять планирование самостоятельно, без опоры на алгоритм. На данном этапе у младших школьников формируется рациональное планирование учебной деятельности.

Таким образом, формирование умения планирования у младших школьников необходимо осуществлять целенаправленно и поэтапно. При этом необходимо предлагать детям ориентировочную основу деятельности, образцы различных видов готовых планов решения учебной задачи, оказывать необходимую помощь.

Список литературы

  1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. – 257 с.
  2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТЕРО, 2006. – 174 с.
  3. Магкаев В.X. Экспериментальное изучение планирующей функции мышления в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 2014. - № 5. - С.17-25.
  4. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 2008. – 175 с.
  5. Психология и педагогика начального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / Н.П. Мурзина, Е.В. Чердынцева, М.В. Мякишева, Е.Г. Ожогова, Е.В. Намсинк, И.Н. Рассказова, Е.В. Чухина, О.В. Якубенко. Под общей редакцией Н.П. Мурзиной. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2015. – 484 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 41 с.
  7. Фролова П.И., Горина А.В., Дубынина М.Г. Психология и педагогика: учебное пособие.– Омск: Изд-во СибАДИ, 2015. – 429 с.
  8. Якубенко О.В. Арт-средства в профилактике конфликтного поведения младших школьников // Педагог 3.0: подготовка учителя для школы будущего: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Н. Новгород: Изд-во Мининского университета, 2016. – С. 292-294.
  9. Якубенко О.В.. 2016. – Т. 2. – № 55. – С. 371-374.
  10. Якубенко О.В. Технологии развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности// сайт. 2016. – Т. 4. – № 56. – С. 365-368.
- 79.50 Кб

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

Составление плана и последовательности действий.

Ясно, что понятие «план» тесно связано с другим предметным понятием – «цель». Умение планировать можно начинать формировать только тогда, когда у учащихся сформирована способность к целеполаганию.

Для того, чтобы учащиеся получили представление о плане, необходимо на начальном этапе включать в их работу такой вид деятельности, как реализация уже построенного плана. Например, перед тем как учитель приступит к проблемному объяснению нового материала, с учащимися формулируется учебная цель и на доску вывешивается план работы, в котором выделена последовательность действий по достижению этой цели и сроки. В ходе объяснения учитель систематически обращается к этому плану. На следующем уроке, учитель уже привлекает учащихся к реализации плана, задавая вопросы типа: «Какова цель вашей работы?», «Что дальше?», «Какой шаг нужно выполнить теперь?», «Уложились ли мы в сроки, определенные планом?»

Например, на уроке природоведении в 3 классе, посвященному видоизменению корней, учитель предлагает учащимся выяснить, какие видоизменения корней существуют и с чем они связаны по следующему плану:

  • Найти нужный параграф в учебнике.
  • Уточнить время выполнения задания для каждого из пунктов.
  • Прочитать пункты учебника, при этом для каждого пункта указать:
    • вид корней.
    • функцию корней.

примеры растений с таким видом корня.

Работая с классом фронтально, учитель обращается к плану. Полезным будет выполнение второго пункта – ученики оценивают количество пунктов и их объем и рассчитывают, сколько времени нужно отвести на чтение каждого из пунктов и выполнение задания по нему, чтобы уложиться в 20 минут.

После того как учитель сформировал первичный опыт работы по плану, можно приступать ко второму этапу. Важно согласоваться в понятии плана и включить в школьную программу в соответствие с ФГОС. Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать раздел с программой развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования. На одном из уроков (внеклассных занятий), учитель вводит соответствующе понятие деятельностным методом: ученики анализируют планы, которые им предлагал учитель и выделяют существенные для этого понятия признаки. При этом важно выработать согласованный план работы по формированию результатов.

После того как понятие введено, нужно им пользоваться на уроках для его закрепления. При этом учитель использует планы и просят учащихся обосновать, что предоставленный для анализа текст действительно является планом. На уроках можно использовать неполные планы (например, без указания сроков), учащиеся должны найти, что не хватает в данном плане и дополнить его. При дополнении различных фрагментов плана, учащиеся получают опыт планирования.

После чего учитель на одном из уроков ставит проблему умения планирования и вводит соответствующий алгоритм. Данный алгоритм строится вместе с учащимися и может принимать различные формы. Алгоритм планирования может иметь следующий вид:

Чтобы спланировать свою работу можно:

  • Указать промежуточные цели, (т.е. цели, последовательное достижение которых приближает нас к конечной цели либо цели, которые в своей совокупности дадут конечную цель).
  • Оценить объем работы и поставить приблизительные сроки ее выполнения.

Опираясь на промежуточные цели, указать последовательность действий, которые нужно выполнить.

Понятно, что данный алгоритм может уточняться по мере уточнения понятия плана.

После того как сформулирован алгоритм планирования, учитель организует процесс тренинга планирования в соответствии с этим алгоритмом. Начинать можно с планирования выполнения учащимися контрольной работы или лабораторной работы. При этом план составляется вместе с учащимися по полученному алгоритму и вывешивается на доску. Составленный план выполнения контрольной или лабораторной работы реализуется учащимися самостоятельно.

Для того чтобы учащиеся могли тренироваться в планировании своей учебной деятельности, составляемые ими планы должны быть различными по целям, срокам и последовательности действий. Причем тренинг по составлению планов должен вестись систематически, учащиеся должны получить возможность планировать на творческом уровне, а не только воспроизводящем.

Педагогические условия формирования умений планирования у младших школьников.

Успех педагогической деятельности в значительной мере зависит от характера сложившихся взаимоотношений между учителем и обучаемыми. Стиль педагогического общения определяет отношение учащихся к учителю и тому предмету, который он ведет. Психологическая совместимость между учителем и учащимися - одно из условий эффективности учебного процесса и развитие учебных умений у младших школьников.

Главные принципы, которыми должен руководствоваться учитель в своей деятельности, - выдержанность, умение владеть собой в любой обстановке, требовательность к самому себе, уважение и разумная взыскательность к учащемуся. Проводить эти принципы на практике очень нелегко: неудачи и ошибки вполне возможны, но и они полезны, потому, что являются школой для учителя.

Изучая характер отношения учителя к учащимся и его влияние на формирование учебных действий, В. А. Сухомлинский показал, что «отношения эти укладываются в единую формулу: каждый должен относиться к каждому как к человеку» и что «человеческие отношения должны охватывать все сферы духовной жизни и всех членов коллектива - и воспитателей, и воспитанников».

Анализ и обобщение педагогических исследований по проблеме планирования позволили выделить ряд важных положений:

Каждый компонент совместной деятельности учителя и учащихся выполняет определенную функцию в формировании умения планирования;

Внимание к ученику, создание творческой обстановки на уроках;

Выбор оптимальных методов и средств ведения урока, развитие у школьников мышления, речи, внимания, навыков рационального учебного труда обусловливают достаточно высокий уровень их активной познавательной деятельности. При этом важное значение имеет личность учителя, его умение приводить в действие средства воспитательного процесса. Являясь образцом, учитель решает множество задач, действенно влияет на формирование не только личности школьника, но и на развитие универсальных учебных умений.

Сформированность умения планирования своей деятельности при соблюдении всех педагогических условий, создает предпосылку для полного применения учащимися своих творческих сил, способностей дарований.

Инструментом для проведения систематической работы по формированию умения планировать учебную деятельнос ть является дидактическая система деятельностного метода Л. Г. Петерсон. Каждый урок по открытию нового знания в этой системе предполагает этап по целеполаганию своей деятельности и составлению плана проекта открытия нового знания, а также этап реализации построенного плана. При этом цель и соответственно план деятельности каждый раз будут новыми. Именно эти условия дают возможность систематически формировать умение планировать, причем самостоятельное открытие нового знания предполагает проведение некого исследования. На уроке этапы планирования и реализации плана проводятся путем проблемного диалога (на начальном этапе), а затем в групповой форме работы. В таких условиях, учащиеся имеют возможность переходить к самостоятельному планированию постепенно.

Через организацию проведения исследования в группах, которая заложена в технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон, учитель получает возможность тренировать не только умение планировать исследование (регулятивный вид УУД), но и умение планировать форму взаимодействия (со сверстниками и с учителем) при совместной деятельности (коммуникативный вид УУД).

Работа по тренингу планирования проведения исследования может быть организована различными способами, но предполагается, что от года к году степень самостоятельности в планировании учащихся возрастает. Сначала это будет составление планов, аналогичных составленным, затем постепенно учащиеся будут планировать исследование сами. Форма организации планирования также меняется от подводящего диалога с учителем, к групповой самостоятельной работе и затем к индивидуальному самостоятельному планированию собственных проектов.

На первых порах обучения планированию проведения исследования можно использовать такой прием: заранее составленный учителем план разрезается по шагам, а задача учащихся выстроить эти шаги в нужной последовательности.

Можно восстановить с учащимися план уже проделанной работы и предложить учащимся оценить подойдет ли он для реализации аналогичной цели и если необходимо скорректировать первоначальный план.

Работу по формированию способности к планированию исследовательской деятельности можно организовать на любом предмете. При этом учащиеся самостоятельно строят план по «открытию» данного понятия. Этот план стандартный и задача учащихся при планировании сведется к внесению корректив. Нижеприведенный план построен с целью «найти значение нужного понятия» и может иметь следующий вид:

  • Найти название искомого понятия в выбранном источнике информации.
  • Выбрать нужное значение понятия, если их несколько.
  • Прочитать определение понятия.
  • Проанализировать определение и выделить ключевые слова. Формирование способности к планированию исследовательской деятельности в индивидуальной порядке является наиболее сложным этапом и для учеников и для учителя. Это связано с трудностями разного характера: даже проведение исследования и получение положительного его результата является непростой задачей для каждого из учащихся, не говоря уже о самостоятельном его планировании. Организация такого исследования требует больших временных затрат на уроке. Для формирования этой способности можно предложить более подготовленным учащимся составить план, по которому они выполняют нестандартные задания творческого уровня (это задания олимпиадного уровня по всем предметам).

При переходе от групповой формы планирования к индивидуальной, можно использовать задания на закрепление изученного. Пусть каждый учащийся, прежде чем приступать к выполнению задания, запишет план его выполнения. Можно предложить учащимся составить план выполнения домашнего задания, интересным будет сравнение полученных ими планов и получение оптимального его варианта.

После прохождения третьего этапа формирования умения планировать, способы проведения которого были изложены выше, учитель переходит к контролю. Анализ методов контроля и оценки умения планировать не входят в список задач.

Одной из существенных причин неуспеваемости школьников является слабое владение умениями планировать, организовывать и контролировать учебные действия. Проблема формирования у учащихся умений учиться является одной из главных в состав которой входит проблема формирования умения планирования от освоение которой во многом зависит совершенствование всего учебного процесса.


Краткое описание

Целенаправленное формирование умения планировать связано с началом обучения ребенка в школе. Учеными установлено, что у младших школьников наряду с эмпирическим мышлением формируется и теоретическое мышление (Л И Айдарова, В В Давыдов, А 3 Зак, Л К Максимов, А К Маркова, Г Г Микулина, Д Б Эльконин и др) Поэтому изучение предметного содержания процесса планирования, условий его развития целесообразно начать именно с младшего школьного возраста

Цель: формирование умения планировать свои действия.

Возраст: 8-10 лет.

Форма проведения : групповая.

Для формирования данного умения необходимо использовать упражнения, побуждающие обучаемо­го ребенка изменять свою позицию. Изменяя пози­цию (т. е. рассматривая ситуацию как бы с точки зрения другого участника деятельности), ребенок учится выделять те связи и отношения между эле­ментами ситуации, которые обычно воспринимают­ся нерасчлененно. Благодаря соотнесению разных точек зрения должна сняться свойственная детям этого возраста «центрация» на отдельных сторо­нах решаемой задачи. Для того чтобы вызвать из­менение позиции, обучение делится на два этапа. На первом (предварительном) этапе дети реально действуют вдвоем. Различие их позиций (точек зрения) проявляется в практических действиях и не осознается детьми. На втором («основном) этапе ребенку предлагают продолжать в одиночку реше­ние задачи, которую раньше он делил с партнером. При этом теперь от ребенка требуется выполнять как те операции, которые числились за ним пре­жде, так и те, которыми занимался партнер. Само по себе выполнение операций за другого еще не обеспечивает принятие позиции другого. Однако я данном обучении принятие позиции достигается благодаря организации специальной игры, по хо­ду которой ребенка побуждают брать на себя роль партнера. Учитель предлагает: «Давай теперь Ле­ше (называется имя партнера по первому этапу) дадим отдохнуть, а ты сам будешь действовать и за себя, и за него». Далее, уже в процессе вы­полнения, учитель спрашивает: «Кто ты сейчас? Сережа? А теперь Леша, да?» я т. д. Такая орга­низация обучения обеспечивает ребенку «двойную позицию» (одну из разновидностей условно-динами­ческой). Обучение происходит на следующем ди­дактическом материале.

Материал: игровое поле представляет собой лист бумаги с нанесенными на нем кружками. Два край­них кружка (один из которых обращен к одному из играющих, другой - к другому) отмечены звез­дочками. Кружки соединяются линиями (дорож­ками). На исходный кружок перед началом игры ставится фишка.

Ход игры : Играющие по очереди передвигают фишку. За одни ход фишка мажет «шагнуть» на любой кружок, соединенный дорожкой с тем, на котором она стояла до этого. Выигрывает тот, на чьей звездочке в итоге оказывается фишка. Чтобы выиграть» нужно заранее проделать в уме возмож­ные ходы и определить, какая из дорожек позволит провести фишку к «своей» звездочке, не упуская из виду при этом, что противник будет оказывать противодействие. Сначала дети просто трениру­ются в игре на разных полях. Затем в качестве противника выступает учитель, и, наконец, в по­следней серии ребенок действует «один за двоих». В таком условии игры «за двоих» сами практичес­кие действия ребенка вскрывают структуру игры (определяемую наличием у партнеров противореча­щих друг другу целей). Это и позволяет детям ус­пешно переходить к предварительной ориентировке в задании во внутреннем плане, планировать свои действия в уме. Действие, первоначально выступа­ющее для ребенка как некое нерасчлененное целое, теперь четко разделяется на отдельные последова­тельные операции (ходы).