Показатели функциональной подготовленности. Фундаментальные исследования Компонентов физической технической функциональной психологической подготовленности

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ СПОРТСМЕНОВ

Кудашова Л.Р.

Казахская государственная академия спорта и туризма
г. Алматы, Республика Казахстан

Одной из актуальных и достаточно сложных проблем спортивной тренировки является управление физиологическими резервами организма спортсменов. Научно-обоснованная коррекция функциональной подготовленности организма связана с разработанностью ее теоретических и практических основ. Следует отметить, что до настоящего времени в учебниках и методических пособиях по теории и методике физического воспитания и спорта, практически отсутствует отдельно выделенный вид подготовки, такой как функциональная подготовка, а в физиологии нет достаточно разработанных теоретических и практических основ, ее определяющих. Это обстоятельство, возможно и являлось причиной недостаточного внимания к ней.

Традиционно сложившаяся классификация в системе подготовки спортсменов представлена ее основными видами: физическая, техническая, тактическая, психическая и интегративная подготовка. Такое положение, умаляет значимость функциональной подготовки, как для тренера, спортсмена, так и учителя физической культуры, что часто приводит к негативным последствиям - срыву механизмов адаптации и развитию перетренированности или отсутствию роста физиологических резервов и ухудшению спортивных результатов, снижению работоспособности. Многолетний опыт работы со сборными командами республики подтверждает необходимость введения в эту классификацию еще один из главных видов это - функциональную подготовку, которая являться биологической базой для всех других видов подготовки.

В настоящей работе представляются разработки по теоретическим и практическим основам функциональной подготовки спортсменов и реализованы научно-обоснованные подходы к решению проблемы управления физиологическими резервами организма.

Функциональная подготовка - это планомерный, многофакторный процесс управления индивидуальными биологическими резервами организма человека с использованием различных средств, методов физической, технической, тактической и психической подготовки. Целью функциональной подготовки в спорте является расширение границ функциональной адаптации, позволяющей без ущерба для здоровья переносить повышенные объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, достигая при этом высокого спортивного мастерства.

Согласно нашим представлениям, функциональная подготовленность отражает уровень развития биологических (физиологических, биохимических, психических) резервов организма достигнутых, в процессе спортивной тренировки, что позволяет эффективно адаптироваться организму к физическим нагрузкам в разных условиях внешней среды.

Функциональная подготовленность оценивается как высокая, средняя или низкая по уровню физиологических и биоэнергетических резервов, экономичности их использования, что связано в свою очередь с биологическими способностями организма мобилизовывать, реализовывать, восстанавливать и устойчиво удерживать физиологические функции не только в одном тренировочном занятии, но и на различных этапах подготовки.

Управление функциональной подготовленностью организма носит комплексный характер и основано на разработке необходимых должных моделей, характеризующие резервные физиологические и биоэнергетические возможности спортсменов.

Функциональная подготовленность

О функциональной подготовленности судят как по показателям в состоянии покоя, так и по изменениям различных функций организмапри работе. Для тестирования используют стандартные и предельные нагрузки, причем стандартные нагрузки подбираюттакие, которые доступны всем обследуемым лицам независимо от возраста и уровня тренированности. Предельные же нагрузки должны соответствовать индивидуальным возможностям человека.

В случае стандартных нагрузок регламентируется мощность и длительность работы. Задается частота педалирования на велоэргометре и величина преодолеваемого сопротивления, высота ступенек и темп восхождения пристеп - тестах, длительность работы и интервалы между пробами и т. п., т. е. всем обследуемым предлагается одинаковая работа. В этой ситуации лучше подготовленный человек, работая более экономно за счет совершенной координации движений, имеет небольшие энерготраты и показывает меньшие сдвиги. Стандартные нагрузки бывают общие, неспециализированные (различные функциональные пробы, велоэргометрические тесты, степ-тесты) и специализированные, адекватные упражнениям в избранном виде спорта (проплывание, пробегание отрезков с заданной скоростью или заданным временем, поддержание заданного статического усилия в течение необходимого времени и т. п.).

В случае выполнения предельных нагрузок тренированный спортсмен работает с большей мощностью, выполняет заведомо больший объем работы, чем неподготовленный человек. Несмотря на экономичность отдельных физиологических процессов и высокую эффективность дыхания и кровообращения, для выполнения предельной работы тренированный организм спортсмена затрачивает огромную энергию и развивает значительные сдвиги в моторных и вегетативных функциях, совершенно недоступные для неподготовленного человека.

Таким образом, особенности морфологических, функциональных и психофизиологических показателей организма человека в состоянии покоя характеризуют степень его функциональной подготовленности к определенной физической нагрузке. Также все показатели дополняются и анализируются в совокупности с медицинскими данными получаемые при обследованиях и врачебном контроле .

Показатели функциональной подготовленности

Изменения физиологических показателей у тренированных и нетренированных лиц при стандартных и предельных нагрузках имеют принципиальные различия.

При стандартной работе тренированный организм отличают от нетренированного следующие особенности: более быстрое врабатывание,меньший уровень рабочих сдвигов различных функций,лучше выраженное устойчивое состояние,более быстрое восстановление после нагрузки.

У адаптированного к выполнению статической работы спортсмена меньше выражен феномен статических усилий -- меньше подавление функций дыхания и кровообращения во время нагрузки и меньше послерабочее их нарастание, чем у других лиц.

В центральной нервной системе спортсмена отмечается высокий уровень лабильности нервных центров, оптимальная возбудимость и хорошая подвижность нервных процессов (возбуждения и торможения), высокая скорость восприятия и переработки информации, хорошая помехоустойчивостью и др. Этому способствуют, с одной стороны, сформированные в мозгу мощные рабочие доминанты, ас другой -- большое количество нейропептидов и гормонов.

У спортсменов, обладающих выраженным качеством быстроты, время двигательной реакции укорочено, в ЭЭГ покоя отмечается повышенная частота альфа-ритма -- 11 -12 колеб.- с` (напр., у 80% баскетболистов 1 разряда и мастеров спорта, в отличие от лыжников-гонщиков и борцов, имеющих частоту 8-9 колеб.- с1).

Двигательный аппарат квалифицированных спортсменов отличается большей толщиной и прочностью костей, выраженной рабочей гипертрофией мышц, их повышенной лабильностью и возбудимостью, большей скоростью проведения возбуждения по двигательным нервам, запасами мышечного гликогена и миоглобина, высокой активностью ферментов. Об улучшении иннервации мышц свидетельствуют факты утолщения нервно-мышечных синапсов и увеличение их числа. Спортсмены имеют высокие показатели произвольного напряжения мышц и в то же время отличного их расслабления, т. е. большую величину амплитуды твердости мышц.

Обмен веществспортсменов характеризуется увеличением запасов белков и углеводов, снижением уровня основного обмена (лишь в соревновательном периоде основной обмен может быть повышен из-за недостаточного восстановления).

Дыхание спортсменов более эффективно, так как увеличена ЖЕЛ (до 6-8 л), т. е. расширена дыхательная поверхность; больше глубина вдоха, что улучшает вентиляцию легких и снижает частоту дыхания (до 6-12 вдохов в 1 мин). Следовательно, повышение минутного объема дыхания достигается преимущественно за счет увеличения глубины дыхания. Лучше развиты и более выносливы дыхательные мышцы (это можно наблюдать, например, по способности сохранять высокие значения ЖЕЛ при повторных ее определениях).

Величина минутного объема дыхания в покое не изменена (из-за противоположных сдвигов частоты и глубины дыхания), но максимальная легочная вентиляция значительно выше у тренированных лиц,увеличена длительность задержки дыхания что свидетельствует о хороших анаэробных возможностях и пониженной возбудимости дыхательного центра.

В сердечно - сосудистойсистеме спортсменов также выявлены адаптивные изменения. Тренированное сердце имеет большой объем и толщину сердечной мышцы. При тренировке на выносливость наблюдается особенное увеличение объема сердца. Большой объем сердца -- до 1200 см3 -- характерен также для высокорослых баскетболистов, Однако более этой величины нарастание объема неблагоприятно, так как ухудшаются возможности кровоснабжения самой сердечной мышцы. При адаптации к скоростно-силовым упражнениям происходит преимущественно утолщение сердечной мышцы -- ее рабочая гипертрофия, а объем в меньшей степени превышает норму (800-1000 см3). Рабочая гипертрофия сердечной мышцы повышает мощность работы сердца и обеспечивает кровоток в скелетных мышцах при их напряжении в условиях силовых и скоростно-силовых нагрузок.

Повышение общего объема сердца сопровождается увеличением резервного объема крови и, хотя ударный объем крови в покое практически не нарастает, но при работе его значительный рост обеспечивается за счет резервного объема.

В системе крови у спортсменов больше концентрация эритроцитов -- 6 * 1012 * л"1 и гемоглобина -- 160 г * л1 и более. Это обеспечивает большую кислородную емкость крови (до 20-22 об.%). Общее количество гемоглобина в организме у тренированного спортсмена (800-1000 г) превышает его запасы у нетренированных лиц (700 г). Повышены щелочные резервы, т. е. легче противостоять окислению крови. Больше объем циркулирующей крови.

Величины МПК, характеризующие аэробные возможности, достигают у выдающихся спортсменов (лыжников, пловцов, гребцов и др.) 6 и даже 7 л/ мин для абсолютного МПК и 85-90 мл/ кг/мин для относительного МПК. Такие величины МПК позволяют спортсмену развивать значительную мощность передвижений и показывать высокие спортивные результаты. Огромны и величины суммарного потребления кислорода на всю дистанцию.

Высококвалифицированные спортсмены, работающие в зоне субмаксимальной мощности, отличаются очень высокими показателями анаэробных возможностей.

Все перечисленные перестройки функциональных показателей свидетельствуют об общей адаптации организма спортсменов к физическим нагрузкам и в частности, к особенной функциональной подготовленности купражнениям в избранном виде спорта .

кл.слова: методика, бокс, физра, нагрузки, научные

Процесс подготовки современного специалиста в области физической культуры и спорта детерминирует необходимость формирования у него системного представления о процессе подготовки спортсменов. Разработка парадигмы системной подготовки в спорте позволит увязать все имеющиеся на сегодняшний день представления о тренировочном процессе в единый целенаправленный научно-практический комплекс.

Следующие посылки послужили основанием для разработки системы функциональной тренировки, позволяющей однонаправлено подойти к индивидуальному рекордному результату.

Первая - современное представление о человеке, как о многоструктурной, многослойной, динамичной форме, постоянно изменяющейся во времени и пространстве под воздействием окружающей среды, столь же динамично изменяющейся.

Вторая - представление о тренировочной нагрузке, которая в стандартном ее применение, что характерно для абсолютного большинства видов спорта, впервой тренировке будет максимальной, во второй - большой, в третьей тренировке - умеренной, в четвертой - безразличной, а в пятой - станет вредной, т.к. психика спортсмена, пришедшего на тренировку направлена на преодоление тренировочной работы развивающего характера, а она уже в четвертом представлении не вызывает необходимых сдвигов в организме спортсмена, а это формирует негативное отношение к тренировке со стороны психики тренирующегося.

Третья посылка - понятие о тренировочной нагрузке, как произведении времени выполнения тренировочной работы на показатель ее интенсивности, измеряемой, по частоте сердечных сокращений, при фиксированном представлении об интенсивности тренировочной нагрузки, в достаточной мере разработанных в различных видах спорта, изменяемой величиной является время выполнения упражнений в различных зонах мощности тренировочной работы. Следующая пятиступенчатая система функциональной подготовки отвечает всем вышеуказанным позициям.

Первой ступенью системы, являются нагрузки умеренной мощности/типа бега трусцой/, где пульс варьирует в диапазоне 140-150 уд./мин, время работы стремится к бесконечности, упражнения выполняются без интервалов отдыха, смена видов упражнений на различные группы мышц определяет эффективность восстановления работоспособности мышц, до этого работавших.

Вторая ступень - тренировочная работа в зоне большой мощности, где пульс изменяется от 150 до 170 уд/мин., время работы 15-30 мин., интервал отдыха-3-6 мин.

Третья ступень-работа в зоне, субмаксимальной мощности, где пульс варьирует от 170 до 186 уд./мин., время работы - 3-6 мин., а время отдыха между отрезками работы изменяется от 1 до 2 мин.

Четвертая ступень- работа в зоне максимальных нагрузок, где пульс поднимается до 200 уд/мин, время работы изменяется от 10 до 60 сек. а время отдыха определяется интервалом восстановления пульса до 120 уд/мин.

Пятая ступень - работа в зоне рекордного результата, которая определяется специфическими формами подготовки/контрольные прикидки, схватки, бои и т.п./, а также созданием условий близких к условиям соревнований. При этом требуется соответствующая психическая и психологическая подготовка.

Данная пятиступенчатая система- дверь за пятью замками и ключом к этой двери служат соотношения объемов времени работы/суммарные/ между ступенями, которые выглядят следующим образом: ступень первая к ступени второй, как 2:1, ступень вторая к ступени третьей, как 3:1, ступень третья к ступени четвертой, как 5:1 ; ступень четвертая к ступени пятой, как 7:1. В данном случае разговор идет только о чистом времени тренировочной работы, исключая интервалы отдыха.

Необходимость такого построения системы определена закономерностями, установленными ведущими русскими физиологами, которые свидетельствуют о том, что эффективность тренировочной работы в более высокой зоне мощности детерминирована необходимым объемом времени тренировочной работы в зоне предыдущей меньшей мощности и, с другой стороны, работа в зоне больших мощностей требует соответствующего набора времени работы в зонах меньшей мощности. Представленный ключ" соотношение нагрузок в зонах разных мощностей - это всего лишь заготовка, болванка ключа, а сам ключ формируется спортсменом и тренером индивидуально, ориентируясь на предложенные соотношения и исходя из индивидуальных способностей спортсмена.

Работа по освоению системного подхода к тренировке начинается с определения предельных физических возможностей тренирующегося в зоне умеренных нагрузок, и затем полученный результат пролонгируется на остальные зоны, согласно предложенным соотношениям. Постоянное увеличение времени тренировки в зоне умеренных нагрузок и соответствующее его изменение в остальных зонах неминуемо приведет к появлению индивидуального рекордного результата у спортсмена.

Представленная система функциональной подготовки спортсменов универсальна и может использоваться для программирования одной тренировки, включением в нее всех предложенных зон мощности, что характерно для процесса подготовки от новичка до спортсмена 1 разряда. При моделировании подготовки спортсменов высокой квалификации целесообразно применять планирование отдельных тренировочных занятий для каждой зоны мощности. Это позволит смоделировать как микроцикл /пять зон - пять занятий/, так и мезо- и макро- циклы и ведущим принципом при таком планировании становится принцип единства общей и специальной физической подготовки, где ведущее значение придается ОФП. Такое использование принципа в системе позволит решить проблему сохранения "психической свежести" и более продуктивно повести спортсмена к индивидуальному рекордному результату.

Вышеописанная система впервые была применена при программировании трех этапов подготовки боксеров-юниоров к Х чемпионату Мира, который проходил в 1998 г. в г. Буэнос-Айресе /Аргентина/. Впервые за историю советско-российского бокса наши спортсмены завоевали первое командное место, заняв 2 первых, 2 вторых и 6 третьих мест, что является несомненным подтверждением действенности предложенной системы функциональной подготовки.

Васильев Г.Ф., Савин Г.И.

Установлено, что с ростом квалификации при систематической мышечной тренировке уровень функциональной подготовленности спортсменок прогрессивно повышается, что выражается в увеличении основных показателей качественных характеристик функциональных возможностей организма - функциональной мощности, мобилизации, устойчивости и экономизации.

Ключевые слова : функциональная подготовленность, спортсменки, квалификация.

В процессе многолетней спортивной тренировки в организме человека происходит закономерное прогрессивное повышение уровня функциональных возможностей локомоторного аппарата и физиологических систем и формирование оптимального взаимодействия между этими системами, что обеспечивает рост физической работоспособности. Это выражается в количественных изменениях - темпе и величине прироста функциональных показателей .

При этом отмечается, что в ходе многолетней адаптации организма к систематическим физическим нагрузкам (мышечной тренировке) наблюдается определенная гетерохронность в формировании приспособительных перестроек в функциональных системах организма и совершенствовании физиологических механизмов , определяющих уровень функциональной подготовленности спортсменов .

Совершенство физиологических механизмов, лежащих в основе функциональных возможностей в большой мере зависит от их функциональных свойств - мощности, мобилизации, устойчивости и эффективности , рассматриваемых как качественные характеристики функционирования физиологических систем .

Функциональная мощность всех механизмов, обеспечивающих физическую работоспособность, рассматривается как специфическая характеристика, определяемая как верхний предел функционирования физиологических систем, определяющих выполнение механической работы в тех или иных специфических движениях .

Одним из важнейших условий развития адаптированности является повышение мобилизационных возможностей или «функциональной мобилизации», которая обусловливает функциональные изменения во время врабатывания при постоянной мощности выполняемой мышечной работы и предел этих изменений, в случае увеличивающейся или максимальной мощности физической нагрузки .

Функциональная устойчивость является одним из условий оптимального функционирования основных физиологических систем в процессе решения конкретных двигательных задач и при выполнении мышечной работы рассматривается как отражение способности удерживать высокие уровни энергетических процессов в условиях предельной интенсивности физических нагрузок, а также как способность организма эффективно осуществлять специфическую двигательную деятельность (решать двигательную задачу) в условиях существенных сдвигов гомеостаза и при воздействии внешних и внутренних помех .

Функциональная экономизация является важнейшим результатом и характеристикой адаптации организма к мышечной деятельности, проявляющаяся в повышении экономичности функционирования двигательного аппарата, системы регуляции функций и систем вегетативного обеспечения организма .

Следует отметить, что в литературе приводятся данные об особенностях функциональной подготовленности и ее качественных характеристиках почти исключительно касающиеся спортсменов мужчин, тогда как спортсменкам посвящены единичные работы и только по отдельным функциональным системам.

В этой связи основной задачей исследования явилось осуществление сравнительного анализа уровня развития основных качественных характеристик функциональной подготовленности у спортсменок различной квалификации.

Методика

Для решения поставленной задачи были осуществлены комплексные исследования в покое и при физических нагрузках стандартной и кратковременной максимальной мощности с участием спортсменок, специализирующихся в фитнес-аэробике трех воз- растно-квалификационных групп: 10-11 лет (n = 11), II спортивного разряда; 14-16 лет (n = 24), I спортивного разряда и 17-20 лет (n = 14), кандидаты в мастера спорта.

Предварительно определяли величины длины (L) и массы (P) тела, жизненной емкости легких (VC), максимальной вентиляции легких (MMV), частоты сердечных сокращений (HR). После этого обследуемые выполняли трехступенчатую физическую нагрузку, дозированную по величине индивидуальной ЧСС: 1 нагрузка - HR = 120 - 150 уд/мин.; 2 нагрузка - HR = 150 - 170 уд/мин.; 3 нагрузка - HR > 180 уд/мин (максимальная). Первые две нагрузки выполнялись в течение 5 минут, с перерывом в 5 минут. Величины мощности этих нагрузок и соответствующие уровни частоты сердечных сокращений использовались для расчета показателя PWC170. Третья нагрузка выполнялась в максимальном режиме (Wmax), и поддерживалась в течение 2 - 3 минут, при этом определялось максимальное потребление кислорода (V02max) и частота сердечных сокращений при этой нагрузке (HRmax).

Регистрация параметров внешнего дыхания, частоты сердечных сокращений и газометрических показателей осуществлялось посредством метабалографа «Ergo- oxyscreen (Jaeger)».

Результаты исследования

К наиболее информативным показателям функциональной мощности относятся величины максимальной аэробной производительности и максимальной мощности кратковременной мышечной работы . В качестве факторов мощности рассматриваются и характеристики морфофункционального статуса организма, а также показатели физиологических систем, регистрируемые при максимальных мышечных нагрузках и отражающие максимум мощности функционирования организма .

Исходя из этого для оценки уровня функциональной мощности у спортсменок анализировались показатели, характеризующие особенности физического развития, работоспособность и функциональную мощность системы кислородного обеспечения организма. В условиях мышечного покоя измерялись: длина тела (L), масса тела (P), жизненная ёмкость лёгких (VC), максимальная вентиляция лёгких (MMV). При выполнении предельной физической нагрузки регистрировались: мощность внешней механической работы (Wmax), частота сердечных сокращений (HRmax), максимальное потребление кислорода (VO2max).

В таблице 1. представлены средние величины выше обозначенных показателей у спортсменок разных возростно-квалификационных групп.

Таблица 1
Средние показатели функциональной мощности у спортсменок фитнес-аэробики различных возрастно-квалификационных групп (X± m)

Из приведённых в таблице 1 данных следует, что в процессе возрастного развития и повышения спортивного мастерства спортсменок показатели соматотипа закономерно прогрессируют. При этом большинство показателей функциональной мощности имело наибольший прирост при переходе от первой возростно-квалификационной группы ко второй (диапазон прироста показателей составил 16,6-67,5%, P<0,05). Различия же между второй и третьей группами спортсменок по размерам прироста показателей были несколько меньшими (от 0,3 до 30,2%).

Наблюдаемая динамика роста параметров функциональной мощности у спортсменок практически не отличается от таковой, отмечаемой рядом авторов при обследовании спортсменов мужчин. Показано, что рост спортивного мастерства, который, как правило, происходит параллельно с возрастным развитием, сопровождается прогрессивным увеличением показателей соматотипа, параметров мощности системы обеспечения организма кислородом, увеличением параметров функции внешнего дыхания, кровообращения и др. . При этом отмечается, что наибольший размер прироста показателей функциональной мощности наблюдается как раз на начальных этапах многолетнего процесса становления спортивного мастерства .

На следующем этапе исследования производился сравнительный анализ параметров функциональной мобилизации у спортсменок различного возраста и специальной подготовленности.

Известно, что уровень адаптированности к физическим нагрузкам характеризуется повышением функциональных резервов и готовностью к их мобилизации, и проявляется увеличением физической работоспособности организма спортсменов .
В этой связи производился сравнительный анализ таких показателей мобилизационных возможностей как величина прироста показателей, отражающих реактивность изменения частоты сердечных сокращений при нагрузке стандартной мощности (HR w1 /HR покоя) и при нагрузке максимальной мощности (HR max /HR покоя) в процентах относительно уровня покоя, процент использования максимальной вентиляции лёгких при W max (VE max /MMV, %), процент использования жизненной ёмкости лёгких при W max (Vт max /VC, %).

В таблице 2 приведены средние значения изучаемых показателей, характеризующих функциональную мобилизацию у спортсменок разного возраста и специальной квалификации.

Таблица 2
Средние показатели функциональной мобилизации у спортсменок фитнес-аэробики различных возрастно-квалификационных групп (X± m)


Как известно, скорость врабатывания в начальной фазе выполнения мышечной работы является одним из критериев высокого уровня тренированности спортсменов. Установлено, что чем быстрее происходит срочная мобилизация функций организма в самом начале работы, тем быстрее спортсмен выходит на необходимый уровень функционирования, и тем выше, в конечном итоге, будет результат .

Сравнение показателей, отражающих «мобилизационные» возможности системы кровообращения спортсменок, показывает, что величины показателя «возбудимости пульса» (процентного увеличения частоты сердечных сокращений при нагрузке относительно уровня ЧСС в покое) при выполнении как стандартной, так и максимальной нагрузки закономерно увеличивается с ростом подготовленности спортсменок.

Увеличение этих показателей во второй группе относительно первой составило соответственно 8,6 и 9,1% (P<0,05), тогда как в третьей группе спортсменок величины показателей «возбудимости пульса» относительно аналогичных показателей во второй группе соответственно была больше всего на 2,7 и 6,8% (P<0,05).

Функциональная мобилизация отражает возможности физиологических систем организма к быстрому выходу их параметров на необходимый уровень функционирования для обеспечения выполнения мышечной работы определенной мощности . При этом весьма важно и то, как быстро физиологические системы выйдут на необходимый уровень функционирования и то, насколько эффективно при этом используется функциональный потенциал .

Сравнение средних величин показателей, отражающих эффективность использования вентиляционных возможностей, процента использования максимальной вентиляции лёгких (VEmax/MMV, %) и процента использования жизненной ёмкости лёгких при W max (VЕmax/VC, %), зарегистрированных в разных возрастно-квалификационных группах спортсменок, обнаружило следующее.

Во второй группе спортсменок величина показателя VEmax/MMV при максимальной нагрузке в среднем была на 27,7 % (P<0,05) больше, чем в первой, и на 3,4% (P>0,05), меньше, чем в третьей. В тоже время средняя величина показателя использования собственной жизненной емкости легких (Wтmax/VC) при максимальной нагрузке во второй группе спортсменок была незначительно меньше (на 3,4%), чем в первой и несколько больше, чем в третьей (на 7,6%). Во всех случаях эти различия были статистически не достоверны (P>0,05).

Для оценки функциональной устойчивости и функциональной экономизации использовался ряд показателей, прямо или косвенно отражающих эти характеристики подготовленности организма спортсменок.
Функциональная устойчивость оценивалась по показателям по гипоксической устойчивости организма, определяемой в пробах с задержкой дыхания на вдохе и выдохе (TAin., TAex).

В спорте экономичность рассматривается как функциональная и метаболическая «цена» высоких, и даже предельных уровней мощности выполняемой работы . С этой целью оцениваются такие показатели экономичности функционирования как расход энергии на единицу работы, степень напряженности регуляции и оптимальность соотношения объемно-временных параметров вегетативных функций, в том числе в соотношении с мощностью выполняемой внешней механической работы.

Нами производилась оценка таких показателей, как ватт-пульс (W max /HR max), кислородный пульс (V0 2max /HR max), кислородный эффект дыхательного цикла (V0 2max /fb max), величина затрат (потребления) кислорода на единицу работы (V0 2max /W max), коэффициент соотношения объемно-временных параметров паттерна дыхания (Vт max /fb max , зарегистрированных при кратковременной мышечной работе максимальной мощности.

В таблице 3 представлены средние величины показателей, отражающих параметры функциональной устойчивости и функциональной экономизации, зарегистрированные у спортсменок разных возростно-квалификационных групп как в условиях покоя, так и при мышечной нагрузке максимальной мощности.

Гипоксическая устойчивость, оцениваемая по времени задержки дыхания на вдохе (TA in) и выдохе (TA ex) и рассматриваемая в литературе в качестве интегративного выразителя и функциональной подготовленности вообще, и функциональной устойчивости в частности [ 10 ], прогрессивно повышалась от одной квалификационной группы спортсменок к другой. Наибольший темп прироста показателей гипоксической устойчивости отмечался между первой и второй квалификационной группами (на 28,6-78,9%, P<0,05). Прирост этих показателей в третьей группе относительно второй составил несколько меньшие величины (10,4-13,8%, P>0,05).

Показано, что проявления функциональной экономизации наблюдаются как в условиях мышечного покоя, так и во время выполнения физической нагрузки . В частности, величина частоты сердечных сокращений в условиях мышечного покоя традиционно считается одним из характерных показателей, отражающих уровень функциональной экономизации не только сердечно-сосудистой системы, а всего организма спортсменов в целом .

Средние величины показателя частоты сердечных сокращений в условиях покоя, зарегистрированные в нашем исследовании у спортсменок различной квалификации, имели устойчивую тенденцию к снижению с 79,9±0,6 уд/мин в группе II разряда до 73,4±1,1 уд/мин (P<0,05) в группе кандидатов в мастера спорта.

Для высокого уровня спортивной результативности имеет важное значение степень экономизации на всех уровнях функционирования организма и отдельных его систем и, прежде всего тех, которые прямо или косвенно определяют физическую работоспособность человека . При этом особое значение имеет экономичность- эффективность и сопряжённость функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной и двигательной систем.

Таблица 3
Средние показатели функциональной устойчивости и экономизации у спортсменок фитнес-аэробики различных возрастно-квалификационных групп (X± m)


Исходя из этого нами был проведен сравнительный анализ показателей, отражающих именно эти процессы у спортсменок различной подготовленности.

Сравнение средних величин показателя ватт-пульса (W max /HR max) в разных квалификационных группах обнаруживает его значительное увеличение с ростом подготовленности спортсменок с 2,8 ±0,1 кГм/уд/мин в первой группе до 4,7±0,2 кГм/уд/мин в третьей (P<0,05). При этом наибольшая положительная разница наблюдается между первой и второй группами (60,7%,P<0,05).

Еще один показатель эффективности-экономичности функционирования - кислородный пульс (VО 2max /HR max) также обнаружил тенденцию к росту с повышением уровня подготовленности. У спортсменок II разряда этот показатель был меньше, чем у спортсменок I разряда на 16,7% (P<0,05) и на 11,4% (P<0,05), чем у кандидатов в мастера спорта. При этом средние величины показателя кислородного пульса, зарегистрированные во второй (I разряд) и третьей (КМС) группах между собой существенно не различались (P>0,05).

Средние величины показателя кислородного эффекта дыхательного цикла (V0 2max /fb max) во всех возрастно-квалификационных группах спортсменок достоверно не различались между собой (P>0,05). Наблюдался даже небольшой дрейф в сторону уменьшения от группы II разряда к группам спортсменок I разряда и КМС (P>0,05).

Величина кислородной стоимости мышечной работы (величина затрат (потребления) кислорода на единицу работы - VО 2max /W max) оказалась наименьшей у более старших и более подготовленных спортсменок 17-20 лет, и достоверно различалась с показателями спортсменок как второй (на 10%, P<0,05), так и первой (34,1%, P<0,05) групп. Необходимо отметить, что этот показатель различался по величине и во второй и первой группах (на 26,8%, P<0,05). Это позволяет сделать вывод о существенном снижении энерготрат на выполняемую работу с ростом квалификации спортсменок, а, значит, о повышении эффективности и экономичности функционирования организма.

В заключении для характеристики экономичности внешнего дыхания спортсменок различной квалификации нами анализировались средние величины коэффициента соотношения объемно-временных параметров паттерна дыхания, выражающийся в отношении величины дыхательного объема к величине частоты дыхания - Vr/fb [ 16 ].

Рядом авторов отмечается, что экономичность дыхательной функции выражается в оптимальном соотношение объемно-временных параметров паттерна дыхания . Отмечается, что при более редком и глубоком дыхании создаются наилучшие условия для газообмена при минимизации энерготрат на работу самой дыхательной мускулатуры .
Сравнение этого коэффициента у спортсменок различной квалификации показывает его закономерное и статистически значимое увеличение с повышением функциональной подготовленности с 18,4±0,9 у спортсменок II разряда, до 21,2±1,3 (P>0,05), у перворазрядниц и до 22,2±1,4 (P<0,05) у кандидатов в мастера спорта.


Сравнительный анализ всей совокупности полученных результатов свидетельствует о том, что функциональная подготовленность спортсменок с возрастом и ростом подготовленности прогрессивно увеличивается от одной квалификационной группы к другой. Наглядно это положение иллюстрируется увеличением суммарной величины оценок изучаемых показателей функциональной устойчивости у спортсменок разной квалификации (рис.1).

На рисунке представлены «функциональные портреты», построенные на основе нормализованных средних величин изучаемых параметров. Нормализация (приведение к единой шкале) осуществлялась посредством построения оценочной шкалы «выбранных точек» для обеспечения возможности сравнения параметров различной размерности .
Из представленных профилей вполне определенно можно увидеть, что суммарная «площадь», отражающая уровень функциональной подготовленности увеличивается от группы спортсменок II разряда к группе спортсменок - кандидатов в мастера спорта. Цифровое выражение «площадей» функциональной подготовленности спортсменок (рассчитанное как сумма нормализованных величин всех анализируемых показателей) в первой группе составляет - 5,61 у.е., во - второй - 7,29 у.е., а в третьей - 8,04 у.е.

Заключение

Таким образом, результаты проведенных исследований позволяют заключить, что с ростом квалификации при систематической мышечной тренировке уровень функциональной подготовленности спортсменок прогрессивно повышается, что выражается в увеличении основных показателей качественных характеристик функциональных возможностей организма - функциональной мощности, мобилизации, устойчивости и экономизации.

Литература

1. Бреслав, И.С. Паттерны дыхания: Физиология, экстремальные состояния, патология / И.С. Бреслав.- Л. : Наука, 1984. - 205 с.
2. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988.- 331 с.
3. Виру, А.А. Функциональная устойчивость и физиологические резервы организма / А.А. Виру // Характеристика функциональных резервов спортсмена. - Л., 1982. - С. 8-11
4. Горбанева, Е.П. Физиологические механизмы и характеристики функциональных возможностей организма человека в процессе адаптации к специфической мышечной деятельности/ Е.П.Горбанева: Автореф. дис. ... док. мед. наук. - Волгоград, 2012. - 48 с.
5. Горбанёва, Е.П. Качественные характеристики функциональной подготовленности спортсменов/ Е.П. Горбанёва. - Саратов, 2008. - 145.
6. Горожанин, В.С. Нейрофизиологические и биохимические механизмы физической работоспособности / В. С. Горожанин, // Методологические проблемы совершенствования системы спортивной подготовки квалифицированных спортсменов. - М., 1984.-С. 165-199.
7. Зациорский, В.М. Спортивная метрология / под общ. ред. В.М. Зациорского. - М.: Физкультура и спорт, 1982.- 256 с.
8. Корженевский, А. Н. Новые аспекты комплексного контроля и тренировки юных спортсменов в циклических видах спорта / А.Н. Корженевский, П.В. Квашук, Г.М. Птушкин // Теория и практика физической культуры. - 1993.- № 8.- С. 28 - 33.
9. Кучкин, С.Н. Резервы дыхательной системы (обзор и состояние проблемы) / С.Н. Кучкин // Резервы дыхательной системы. - Волгоград, 1999. - С. 7-51.
10. Летунов, С. П. Материалы к обоснованию теории развития выносливости / С. П. Летунов, Р.Е. Мотылянская // Теория и практика физической культуры. - 1972. - № 1. - С. 28-34.
11. Мищенко, В. С. Функциональные возможности спортсменов / В. С. Мищенко. - Киев: Здоровья, 1990.- 200 с.
12. Солодков, А.С. Физическая работоспособность спортсмена / А.С. Солодков. - СПб., 1995. - 43 с.
13. Солопов, И.Н. Адаптация к физическим нагрузкам и физическая работоспособность спортсменов: учебное пособие / И.Н. Солопов. - Волгоград.- ВГАФК, 2001. - 80 с.
14. Солопов, И.Н. Физиологические основы функциональной подготовки спортсменов: монография / И.Н. Солопов [и др.]. - Волгоград: ВГАФК, 2010.- 346 с.
15. Солопов, И.Н. Функциональная подготовка спортсменов: монография / И.Н. Солопов, А.И. Шамардин. - Волгоград: «ПринТерра-Дизайн», 2003.- 263 с.
16. Солопов, И.Н. Функциональная экономизация у спортсменов различной специализации / И.Н. Солопов [и др.] // Проблемы оптимизации функциональной подготовленности спортсменов. - Волгоград, 2007. - Вып. 3. - С. 45 - 56.
17. Фомин, В. С. Физиологические основы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов: учебное пособие / В.С. Фомин.- М.: МОГИФК, 1984.- 64 с.
18. Grimby, G. Respiration as a limiting factor of working capacity / G. Grimby // Pneumonologie, 1976. - Bd 5. - P. 11 - 16.
19. Withers, R.T. Match analysis of Australian professional Soccer players / R.T. Withers // Journal of Human Movement Studies, 1982. - N 7. - P. 159 - 176.

СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ГИМНАЗИЯ № 1570

(ГБОУ гимназия № 1570)

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Работу выполнили

Ученики 10,А” класса:

Скрябин Игорь Олегович

Грицков Игорь Олегович

Руководитель:

Поляков Дмитрий Васильевич
Москва 2014 год
Содержание.

Введение_____________________________________________ стр. 3

Предисловие____________________________________стр. 6

Ортостатическая проба”__________________________стр.7

Гарвардский степ тест”___________________________стр.7

Проба Летунова”________________________________стр.8

Вывод__________________________________________стр.10

Организация исследования________________________стр. 11

Результаты исследования__________________________стр.11

Заключение____________________________________________стр. 15

Список литературы______________________________________стр.16

Приложение____________________________________________стр.17

Введение.
Занятия физическими упражнениями являются очень сильным средством изменения физического и психического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, совершенствуют функциональные системы организма человека .
Для примера возьмем сердечно-сосудистую систему и ее основной орган – сердце. Как уже отмечалось, ни один орган не нуждается столь сильно в тренировке и не поддается ей столь легко, как сердце. Работая с большой нагрузкой, сердце неизбежно тренируется. Расширяются границы его возможностей, и оно приспосабливается к переброске намного большего количества крови, чем это может сделать сердце нетренированного человека.
В процессе регулярных занятий физическими упражнениями, спортом, как правило, происходит увеличение размеров сердца, причем различные формы двигательной активности имеют и различные возможности по совершенствованию сердца .
Вместе с тем необходимо понимать, что бесконтрольное и бессистемное использование средств физической культуры неэффективно, а в некоторых случаях может нанести непоправимый вред здоровью, и примеров этому каждый может привести множество.
Исключить все условия, при которых может иметь место отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями, спортом, призваны мероприятия контроля и самоконтроля самих занимающихся.
Целью контроля является оптимизация процесса занятий физическими упражнениями на основе объективной оценки состояния организма.
Диагностика состояния организма при занятиях физической культурой включает в себя различные виды контроля: врачебный, педагогический, но особое место занимает самоконтроль .

Ускоренное развитие учебного процесса в образовательных учреждениях, связанная с необходимостью усвоения возрастающего объема учебной информации, приводит к значительному нервно-психическому напряжению и утомлению учащихся, служат причинами ухудшения состояния здоровья и как следствие ведет к понижению учебной активности.

В результате наблюдается существенное противоречие между предполагаемыми результатами реализации учебной программы по физическому воспитанию и итогами ее практического результата.

Мы считаем, что одним из путей решения возникающей проблемы является определение функциональной подготовленности организма и профилактика переутомления на основе полученных данных .

Существует разница между понятиями: физической подготовленностью и функциональной подготовленностью.

Физическая подготовленность – это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для выполнения спортивной деятельности. Физическая подготовленность характеризуется степенью развития основных физических качеств: силы, выносливости и быстроты.

Функциональная подготовленность – это планомерный, многофакторный процесс управления индивидуальными биологическими резервами организма человека с использованием различных средств, методов физической, технической и психологической подготовки.

Целью функциональной подготовки в спорте является расширение границ функциональной адаптации, позволяющего без ущерба для здоровья переносить повышенные объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, достигая при этом высокого спортивного мастерства.

Согласно нашим сложившимся представлениям мы можем сказать, что функциональная подготовленность отражает уровень развития биологических резервов организма, достигнутых в процессе спортивной тренировки, что позволяет эффективно адаптироваться организму к физическим нагрузкам в разных условиях внешней среды.

Функциональная подготовленность оценивается как высокая, средняя или низкая по уровню физиологических резервов и экономического их использования .

Проблема:

На уроках физической культуры существуют тесты для оценки физических качеств, но нет тестов для определения уровня функциональной подготовленности учеников.

Актуальность исследования заключается в том, что сделана попытка, позволяющая решить задачу определения уровня функциональной подготовленности учащихся на уроках физической культуры с помощью тестов, что является актуальным как с теоретической, так и с практической стороны.

Методы исследования:

1)Теоретический анализ научно-методической литературы.

2)Контрольно-педагогические испытания (тесты).

3)Методы математической статистики.

Цель проекта:

Выбрать из множества существующих тестов для анализа функциональной подготовленности тест, наиболее информативный и доступный для массового применения его на уроках физической культуры.

Задачи проекта:

1)Найти и изучить информацию о тестах для оценки функциональной подготовленности учащихся.

2)Отобрать тесты наиболее информативные и наиболее полно характеризующие функциональную подготовленность.

3)Экспериментально опробовать выбранные тесты.

4)Обработать полученные данные и выбрать тесты наиболее подходящие для применения на уроках физической культуры.

Глава 1

Состояние вопроса.

В современной практике используется множество тестов для определения функциональной подготовленности человека. Изучив литературу, мы смогли найти несколько тестов с помощью которых можно узнать о функциональной подготовленности организма. В книгах описывается ряд проб (экспериментов) при помощи которых мы сможем достичь нашей цели, а так же приведены данные и критерии оценки, сравнив которые с результатами проведенных тестов мы сможем судить о функциональной подготовленности организма.

Виды тестов:

1)ортостатическая проба.

2)гормональная цитодиагностика.

3) медикаментозная проба.

4) гарвардский степ тест.

5)проба Летунова.

6) тредмил-тест.

В процессе проб, испытуемые будут выполнять физическую работу. При выполнении физических упражнений, у подопытных будет учащаться ЧСС и увеличиваться артериальное давление. Разницы между ЧСС и артериальном давлением перед, между и после нагрузок и будет нашей отправной точкой в определении функциональной подготовленности учащихся.

Из всего многообразия тестов мы выбрали три, наиболее отвечающих нашим требованиям. Наши критерии для выбора: валидность, доступность, информативность. По этим требованиям подходят тесты №1,4,5 их мы и возьмем на рассмотрение.
Ортостатическая проба.

Суть этой пробы заключается в анализе изменений частоты сердечных сокращений и артериального давления в ответ организма на переход тела из горизонтального положения в вертикальное. Один из вариантов ее проведения – это определение частоту пульса и давление лежа, затем (не снимая манжетки тонометра, но выпуская из нее воздух) в положении стоя определить чсс после первой и третьей минуты, а АД после третьей и пятой.

По разнице между частотой пульса, АД лежа и стоя судим о реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку при изменении положения тела.
1)Среднее учащение не более 11 ударов и повышения давления говорит о хорошей тренированности (хорошая)

2)Среднее учащение на 12-18 ударов и незначительное повышение или отсутствие повышения давления показывает здоровый, но не тренированный человек (удовлетворительная)

3)Среднее учащение на 19 ударов и более, и снижение давления свидетельствует либо о полном отсутствии физической тренированности, говорить либо о переутомлении, либо о заболевании сердечно-сосудистой системы. (неудовлетворительная)

Гарвардский степ тест.

По названию пробы можно догадаться, что физической нагрузкой в ней будет шаги.

Для теста берется степ-платформа высотой 50 см для мужчин, 45 для женщин и столько же для подростков. В течении пяти минут испытуемый должен шагать на платформу с правой ноги, подставляя к ней левую и перенося вес тела на платформу и с правой же спускаться. Частота шагов должна быть 4 шага в секунду. По окончанию пяти минут замеряется ЧСС после второй, третьей и четвертой минутой отдыха.

Где значения f1, f2, f3 будут данные измерения пульса за вторую третью и четвертой минутой отдыха, а Т – время выполнения теста в секундах.

По ИГСТ мы и узнаем функциональную подготовленность учеников.

Проба Летунова .

В этой пробе будет важно не только разница между ЧСС и АД во после и до нагрузок, но и скорость их послерабочего восстановления.

У испытуемого в состоянии покоя, после пяти минут пребывания в положении сидя в расслабленном состоянии, измеряют (до получения стабильных цифр) показатели ЧСС и АД, полученные при этом значении принимают за 100%. Затем испытуемый выполняет три стандартные нагрузки не снимая манжеты тонометра.

1) 20 приседаний за 30 секунд.

2)В течении 15 секунд бег на месте в максимальном темпе с высоким подниманием бедра

3)В течении 3-х минут бег на месте в темпе 180 шагов в минуту (3 шага в секунду)

Интервал отдыха между первой и второй нагрузками три минуты. Между второй и третьей нагрузкой – четыре минуты. Фиксированное время восстановления после третьей нагрузки – пять минут. В указанные

промежутки времени ежеминутно у обследуемого в состоянии сидя определяют ЧСС (первые 10 секунд с каждой минуты) и ИД (с 15 по 45 секунд с каждой минуты).

Результаты пробы Летунова оцениваются путем изучения типов реакции. У хорошо тренированных людей наблюдается особый тип реакции на пробу, который выражается в том, что под влиянием каждой нагрузки отмечается в различной степени выраженное учащение пульса (но не более 140 уд/мин), повышение максимального АД (160-180 мм рт. ст.), а минимальное АД осталось без изменений или незначительно снизилось (до 50-60 мм рт. ст.). Важным критерием такой реакции является быстрое восстановление ЧСС и АД до уровня покоя. Так, после 20 приседаний полное восстановление может наблюдаться уже на 2 минуте реституции, после 2 нагрузки - на 3-й минуте, после 3-й - на 4 минуте. Замедление восстановления выше приведенных показателей свидетельствует о недостаточной тренированности человека.
Гипертонический тип реакции характеризуется резким повышением максимального АД до 180-220 мм рт. ст. Минимальное АД либо не изменяется, либо повышается. У таких людей отмечается и более высокая пульсовая реакция с замедлением восстановления ЧСС до исходного уровня. Этот тип реакции чаще всего отмечается при переутомлении, перетренированности, а также при предгипертонических состояниях.
Гипотонический тип реакции характеризуется незначительным повышением максимального АД в ответ на нагрузку. Такого рода изменение АД сопровождается резким учащением пульса на 2-ю и 3-ю нагрузки (до 170-190 уд/мин). Время восстановления ЧСС и АД замедлено. Этот тип реакции свидетельствует о недостаточности приспособляемости сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке.
Дистонический тип реакции характеризуется главным образом снижением минимального АД, которое после 2-й и 3-й нагрузок становится равным нулю ("феномен бесконечного тона"). Максимальное
АД в этих случаях повышается до 180-200 мм рт. ст. Этот тип реакции свидетельствует о недостаточности приспособляемости сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке при сохранении "феномена бесконечного тона" в течении нескольких минут после нагрузки.
Реакция со ступенчатым подъемом максимального АД . Этот тип реакции характеризуется тем, что максимальное АД, которое обычно снижается в восстановительном периоде, у некоторых людей повышается на 2-3-й мин по сравнению с его величиной на 1-й мин. Такая реакция чаще всего

наблюдается после 15-секундного бега. Этот тип реакции свидетельствует об

ухудшении функционального состояния организма и служит показателем инерционности систем, регулирующих кровообращение.

Вывод.

На основании анализа научно-методической литературы были выбраны наиболее подходящие под наши задачи тесты, которые можно с легкостью проводить на уроке физической культуры во время урока. Осталось провести их и выбрать один тест наиболее отвечающий нашим требованиям (доступность, простота, информативность).

Глава 2
Организация исследования.

Исследование проводилось (сентябрь 2013 – январь 2014) на базе ГБОУ гимназии №1570 г. Москвы и состояло из трех этапов.

На первом этапе изучалось и анализировалось научно-методическая литература по проведению тестирования функциональной подготовленности, а так же по вопросам организации проведения учебных занятий по физическому воспитанию в школе.

Выбрана тема, определены цель, задачи и методы исследования.

Завершением первого этапа исследования было определение информативных тестов для оценки функциональной подготовленности учащихся.

На втором этапе было проведено тестирование функциональной подготовленности школьников, уточнены задачи исследования.

На третьем этапе анализировались и обобщались полученные материалы. Позволившие отобрать наиболее подходящие тесты для дальнейшего их использования на уроках физического воспитания.

Сделаны выводы по результатам эксперимента, разработаны практические рекомендации, происходило оформление исследовательской работы.

Ниже мы рассмотрим результаты которые были получены в ходе проведения тестов.
Тест 1 ,Ортостатическая проба”

Результаты первой пробы

(см. приложение №1).

Для выяснения функциональной подготовки рассчитывается разница между средней ЧСС в положении стоя с ЧСС в спокойном состоянии

(то есть выясним на сколько участилось ЧСС).

Первый испытуемый: (86+96):2-70=21

Второй испытуемый: (82+100):2-73=18

Полученные числа мы наносим на график (см. приложение №2), где:

1)до 5 – хорошее состояние (красный цвет)

2)от 6 до 10 – удовлетворительное состояние

(оранжевый цвет)

3)от 11 до 15 – неудовлетворительное состояние

(желтый цвет)

4)более 16 – свидетельствует о переутомлении или

заболевании сердечно-сосудистой системы.

После чего мы сравниваем среднее АД в положении стоя с АД в спокойном состоянии:

Первый испытуемый: (115+115):2-120=-5 – АД понижается

Второй испытуемый: (112+118):2-120= -5 – АД понижается

Результат:

Результаты первого испытуемого по приведенным в первой главе критериям говорит нам, что функциональная подготовленность этого человека неудовлетворительная

Чсс: (86+96)\2-70=21 =>учащение на 21 удар

Ад: (115+115)\2-120=-5 =>давление понижается

Результаты второго испытуемого так же показывают неудовлетворительный результат.

Чсс: (79+93)\2-73=13 =>учащение на 13 ударов

Ад: (112+118)\2-120=-5 =>давление понижается

Для проведения этого теста требуется специальное оборудование (фонендоскоп и тонометр), а так же специальные знания и умения по определению артериального давления. Соответственно этот тест будет очень трудно проводить в массовом порядке.

Тест 2 ,Гарвардский степ тест”

Результаты второй пробы (см. приложение №3).

Полученные данные обрабатываются по изложенному в первой главе методу. Обработав их, выстраивается график (см. приложение №4), где критерии оценки приставлены в первом столбце так:


  1. Более 90 – отличная подготовка

  2. От 80 до 89 – хорошая подготовка

  3. От 65 до 79 – средняя подготовка

  4. От 55 до 64 – подготовка ниже средней

  5. Менее 55 – слабая подготовка

При проведении теста испытуемые показали следующие результаты:

Первый испытуемый 60*5*100\(72+70+68)*5.5=26

оценка - неудовлетворительная.

Второй испытуемый 60*5*100\(80+75+68)*5.5=25

оценка - неудовлетворительная.

Для проведение этой пробы нам понадобился только секундомер и гимнастическая скамейка высотой 50 см. В связи с этим данный тест отлично подходит для массового применения на уроках физической культуры, т.к. не требует сложного и дорогостоящего оборудования и специальных знаний. Кроме этого, тест можно применять с большим количеством участников одновременно. Все условия проведения этого эксперимента отвечают нашим требованиям.

Тест 3 ,Проба Летунова”

Результаты третьей пробы (см. приложение №5).

Полученные результаты по ЧСС мы можем нанести на график (№6)

На графике можно проследить путь ЧСС до полного восстановления.

Пронаблюдав график восстановления ЧСС и проследив за восстановлением АД, мы можем сделать вывод, что организмы обоих испытуемых имеют гипертонический тип реакции на физические нагрузки, что говорит об высоком уровне переутомления испытуемых.

Тест обладает хорошей валидностью, но для его проведения требуется специальное оборудование (фонендоскоп и тонометр), а так же специальные знания и умения по определению артериального давления. Соответственно этот тест будет очень трудно проводить в массовом порядке.

Заключение.
Проведя все три пробы, мы выбрали одну наиболее подходящую под наши требования, которую можно проводить в учебном порядке в школе на уроке физической культуры. Наш выбор пал на Гарвардский степ тест. Эта проба не требует специальных знаний в какой-либо области, дорогого, сложного и труднодоступного оборудования, а так же может применяться с большим количеством участников одновременно.

Практическое значение исследования заключается в том, что тест может быть использован для определения функциональной подготовленности учащихся на уроках физической культуры. Мы считаем, что наша работа достигла поставленной цели – мы нашли тест, довольно точно показывающий уровень функциональной подготовки, не требующий дорогостоящего оборудования и пригодный для проведения на уроках физической культуры.

Список литературы.

1),Физиология человека” А.С.Солодков, Е.Б.Сологуб 2008 г.

2),Физиология сердечно-сосудистой системы” Д.Хорман, Л.Хеллер

3),Анатомия и физиология человека” учебное пособие. Издание 2-е

4),Атлетизм как национальная идея формирования здорового образа жизни” Т.П.Виноградов 2006 г.

5),Технология кондиционной и спортивной подготовки в системе физического воспитания учащихся и студентов”А.Д.Скрипко РГУФК 2004 г.

6),Атлетическая гимнастика для старших школьников и студентов: методические рекомендации для студентов”Ю.Г.Травин РГАФК 2003 г.

7),Физическая культура как компонент здорового образа жизни подрастающего поколения”В.С.Коротков Калининград: БалГу 2009 г.

Приложение.

Первый испытуемый

Спокойное состояние

В положении стоя

Второй испытуемый

Спокойное состояние

В положении стоя

№3


F1

F2

F3

Первый испытуемый

72

70

68

Второй испытуемый

80

75

68

2 – первый испытуемый

3 – второй испытуемый

Первый испытуемый:

В спокойном состоянии
ЧСС: 108 уд\мин
Давление: 100/80
ЧСС: 150 уд\мин, 138 уд\мин, 120 уд\мин
давление:140/90,131/84,122/80.
ЧСС: 180 уд\мин, 132 уд\мин, 126 уд\мин, 120 уд\мин
давление 140/78,135/78,130/75,120/70
ЧСС:180 уд\мин, 126 уд\мин, 120 уд\мин,108 уд\мин, 102 уд\мин
давление 165/90,150/85,145/85/,135/80,130/70

Второй испытуемый:

В спокойном состоянии
ЧСС: 95 уд\мин
Давление: 100/86
ЧСС: 145 уд\мин, 140 уд\мин, 126 уд\мин
давление:140/80,131/80,120/80.
ЧСС: 170 уд\мин, 150 уд\мин, 130 уд\мин, 126 уд\мин
давление 140/80,135/80,130/80,120/80

ЧСС: 160 уд\мин, 120 уд\мин, 120 уд\мин, 100 уд\мин, 97 уд\мин
давление 170/90,150/90,145/80,125/80,115/80