Пк в обучении. Бесплатный пошаговый курс обучения компьютеру. Мотивация, как основа для успешного удаленного обучения

В большинстве школ действует запрет на использование гаджетов на уроке. Учителя полагают, что играть в игры, слушать музыку и общаться в чатах ученики могут во внеурочое время. Между тем, смартфоны и планшеты могут стать помощниками в деле получения знаний. Так, почти три четверти московских подростков 16-18 лет используют мобильные устройства на уроке для доступа к образовательным ресурсам, выяснили в ходе исследования Катерина Поливанова и Диана Королева. Они опросили 3194 человека. Результаты исследования были представлены в статье «Социальные сети как новая практика развития городских подростков» .

Чем полезен гаджет

85% опрошенных учеников рассказали исследователям, что в их школе нельзя пользоваться мобильными устройствами на уроках. Тем не менее, педагогическому сообществу стоит пересмотреть свое отношение к гаджетам, считают ученые. На то есть несколько причин.

Во-первых, смартфоны и планшеты уже не вычеркнешь из жизни современного подростка. Дети одновременно живут в двух мирах: реальном и виртуальном, даже на уроке. Преподаватели запрещают, а дети все равно заходят в карманные компьютеры.

Среди таких форматов, например:

  • BYOD (Bring Your Own Device - «Принеси собственное устройство»). Ученикам предлагают использовать на занятиях свой гаджет для поиска информации, просмотра видеоматериалов.

Плюсы формата : Школьники получают информацию в привычной для них форме (через видео, статьи, чаты) и охотнее учатся. Они увереннее управляют собственным образованием и за пределами класса.

  • Формат «перевернутого класса» (flipped classroom). Изучение материала и выполнение заданий происходит в противоположной стандартному уроку последовательности. Дома ученик через интернет просматривает теоретическую часть, предложенную преподавателем, часто в формате мультимедиа. На уроке же делаются практические задания.

Плюсы формата : Это высвобождает больше времени на общение учителя и ученика в классе и на работу в группе. Проболевшие ученики легче включаются в учебу: видеолекция содержит всю необходимую информацию по теме. Кроме того, к такому ресурсу всегда можно вернуться накануне экзаменов.

  • E-learning: электронное обучение. Это уже не отдельные технологии, а создание целостной среды, которая включает учебу с помощью мобильных устройств (mobile learning, или m-learning) и обучение на основе интернет-технологий (web-based training, WBT).

Плюсы формата : Можно учиться дистанционно: консультироваться и получать оценки. Возможно и самообразование, например, через массовые открытые онлайн-курсы - MOOCs (см. ).

Дети выбирают карманные компьютеры

Подростки чаще выходят в Сеть через личные устройства, причем даже дома. Так ответили 50% опрошенных. Еще 25% одинаково часто используют для выхода в интернет гаджеты и стационарный компьютер.

На фоне новеньких смартфонов и планшетов школьные компьютеры и ноутбуки (нередко устаревшие) сильно проигрывают. Они не дают тех возможностей общения и поиска информации, которые есть у персональных устройств. Да и доступ к школьной технике есть зачастую только на уроках информатики. А смартфон - всегда под рукой.

В такой ситуации школе грех не воспользоваться полезными опциями карманных компьютеров детей. Тем более, что большинство школьников с помощью смартфонов одновременно решают несколько задач. Так, 70% респондентов сказали, что они во время урока используют этот девайс для игр, общения в соцсетях и прослушивания музыки. И ровно столько же - 70% - с помощью гаджета на занятиях просматривают образовательный контент. (Это были два разных вопроса, а не ответ на один вопрос - о целях использования смартфонов).

По сути, ребята со смартфонами просто переносят в школу привычный для них «формат» многозадачности - совмещения разных видов деятельности. Сегодня даже дошкольники могут одновременно смотреть мультики на компьютере, играть в игры в телефоне и слушать музыку. Работают сразу несколько каналов восприятия, а жизнь не разделяется на онлайн и офлайн.

Параллельная реальность

Жизнь онлайн (например, пребывание в соцсетях) у подростков не стоит считать некоей «отдельной территорией», выяснили ученые. Напротив, онлайн- и офлайн-общение перетекают друг в друга. Для детей, во всяком случае, резкого «водораздела» здесь нет.

В ходе исследования школьников просили вести дневник онлайн- и офлайн-событий. К первой группе относились эпизоды, когда ребенок пользовался гаджетом или компьютером (бродил по интернету, общался в соцсетях и пр.). Во второй группе перечислялись события, не связанные ни с какими устройствами.

«Онлайн-активность, будь то просмотр сайтов, прослушивание музыки или общение в социальных сетях происходит параллельно с присутствием в школе на уроках, с общением с родителями, одноклассниками и друзьями, гулянием и поездками на транспорте», - установили исследователи. Вот характерный пример. «Обычно, когда я завтракаю, то... беру телефон и, может быть, играю в игру и кушаю одновременно», - рассказала школьница.

Впрочем, есть своего рода «красные зоны», когда подросток сам отказывается от бегства в параллельную реальность, уточняют исследователи. Например, если происходит что-то важное во время общения с друзьями или в школе идет интересный/сложный урок.

Девайсы не снижают успеваемость

В СМИ часто звучит мысль о том, что гаджеты отвлекают детей во время уроков, что влияет на успеваемость. Казалось бы, это логично. Однако в исследовании такой связи (между достижениями учеников и интенсивностью использования девайсов на уроке) не обнаружено.

Ученые проверили, действительно ли мобильные телефоны, а именно развлекательные приложения, - это «прерогатива условных троечников», которые раньше считали ворон на уроке, смотрели в окно, а теперь погружены в свои гаджеты. Но такая корреляция не выявлена, рассказала Диана Королева. «И отличники, и хорошисты, и троечники, когда им становится скучно, переключаются на экран смартфона, - отмечает исследователь. - Ребята используют девайс и чтобы найти учебную информацию». То есть все подростки в этом плане «мобильны и автономны», резюмирует Королева.

Несколько особняком стоят только участники олимпиад. Они реже заглядывают в смартфоны на уроках, поскольку готовятся к предметным олимпиадам и максимально вовлечены в учебу на уроке.

Вето на планшеты тормозит прогресс

На фоне постоянного присутствия гаджетов в жизни детей школа мало замечает полезные возможности мобильных устройств. Такой консерватизм влияет на три важнейших аспекта школьной жизни:

  • страдают отношения учеников и педагогов, дети хуже воспринимают школу и меньше хотят учиться. Запреты на смартфоны, по сути, демонстрируют отрыв школы от реальности, нежелание вести диалог с учениками. Дети, со своей стороны, привыкают игнорировать школьные правила. Растет их отчуждение от школы.
  • инновации в образовании пробуксовывают. Учителя, которые применяют новые обучающие технологии на уроке, оказываются «белыми воронами» в преподавательском коллективе. Им трудно работать.
  • образование медленнее меняется к лучшему.

В то же время, некоторые признаки изменения позиции школы налицо. Преподаватели и ученики чаще задействуют электронную почту для общения, учителя задают домашние задания, которые нужно выполнять онлайн или с использованием интернета, отметили исследователи.

Инструкция

Если вы один из таких людей и вам жизненно необходимо, а времени или возможности посещать обучающие курсы нет, прежде всего, не переживайте. Освоить компьютер на и знать отдельные необходимые для работы программы может абсолютно любой здравомыслящий человек. Конечно, для этого вам придется приложить достаточно усилий и времени, но результат обязательно будет успешным.

Помните, что компьютер нельзя освоить теоретически, т.е. только по книгам и или видеокурсам. Чтобы научиться на нем работать, вы должны иметь с ним дело сразу и напрямую: включать каждый день и изучать его возможности. Не пугайтесь и не расстраивайтесь, если сначала все кажется непонятным. Это ощущение быстро пройдет в процессе работы. Лучше всего, если рядом с вами будет человек, способный пояснить что-то во время изучения. Но даже если такого наставника нет, вполне возможно освоить .

Если вы совсем не имеете никаких навыков работы , вам понадобится хорошее учебное пособие или обучающий видеокурс. Подходящую можно купить в магазине, торгующем учебной литературой и компьютерными программами. Выбирайте наиболее простой учебник, где весь материал изложен элементарно. Обратите внимание на количество иллюстраций. Чем больше их в книге, тем проще вам будет работать.

Если вы решили выбрать какой-либо обучающий видеокурс, позаботьтесь о том, чтобы у вас был помощник, который поможет вам установить курс на компьютер и объяснит, как его правильно включать и выключать. При работе с курсом старайтесь выполнять все предложенные задания последовательно, не пытаясь освоить весь материал сразу одним объемом.

Самое основное, что вам следует изучить в первую очередь: как правильно включать и выключать компьютер, как загружать текстовый редактор и набирать в нем простой текст, как выходить в интернет и работать с электронной почтой. Так же постарайтесь с первых этапов обучения освоить работу с поисковыми системами интернета. Это вам очень поможет в поиске необходимой информации. Но при выходе в интернет старайтесь избегать опасных сайтов и никогда не пренебрегайте рекомендациями вашей антивирусной программы.

Каждый человек, который покупает компьютер для личного пользования, мечтает о быстром изучении его основ. Как правило, способов обучения компьютерной грамоте много. Основами работы на компьютере овладеть можно либо самому (методом «тыка»), либо с чей-либо помощью. Наиболее быстрым способом будет изучение чьих-либо уроков и практика по усвоенному материалу. Также есть и другие способы: более или менее действенные.

Вам понадобится

  • Методы обучения компьютерной грамоты.

Инструкция

Среди всего изобилия курсов, уроков, учителей и прочих возможностей обучения необходимо выбрать способ, наиболее подходящий вам.
Книги. Это древнейший источник информации. В современных книгах раскрываются любые вопросы о грамотном использовании а. Наверняка вы встречали такие на прилавках книжных магазинов: «Компьютер для », «Компьютер от А до Я» и т.д. Но здесь у вас появляется небольшая проблема – прочтение книги занимает большой объем потраченного вами времени. Если вы не торопитесь с обучением, то этот вариант для вас.

Диски. Современные мультимедийные издания позволяют быстро осваивать материал за счет просмотра видеоматериала. Принцип обучения достаточно прост: просмотрели урок и тут же повторили это на своем компьютере. Минусом является наличие в таких . Ее также надо читать, а процесс читки с экрана у некоторых пользователей может вызвать дискомфорт глаз.

Метод «спроси у друга» и метод «научного тыка». Является самым распространенным видом обучения у подростков и не только. Все обучение обходится вам бесплатно, но на собственный страх и риск.

Индивидуальное обучение. Этот способ считается самым эффективным. Репетиторство всегда считалось высшей степенью обучения. Ваш учитель подробно вам расскажет о каждой мелочи, а если вы не поймете, он еще раз расскажет вам данный материал.

Умение работать на компьютере является необходимым условием практически любой современной профессии. Но даже в том случае, если на работе вы можете обойтись без компьютера, дома ПК также может быть очень полезным. С его помощью можно выходить в интернет, запускать медиафайлы (фильмы, музыку и проч.), создавать и распечатывать текстовые и графические документы, играть в компьютерные игры. Научиться работать на компьютере не так сложно, как это кажется при первом знакомстве с ПК.

Вам понадобится

  • Компьютер, учебник, компьютерные программы

Инструкция

Запишитесь на компьютерные . Они проходят, как , по вечерам или в выходные дни. Преподаватель покажет, как работать с системным блоком и монитором, запускать программы и , работать с интернет-программами, почтовым клиентом, программами для типа ICQ, Скайп и прочее.

Купите работы на компьютере. Существует огромное количество различных пособий, призванных помочь начинающим пользователям освоить мир компьютерных программ. В самоучителях даны пошаговые инструкции, помогающие научиться работать на ПК. Единственное, что вам понадобится - компьютер, усидчивость, терпение и наличие свободного времени.

Попросите кого-нибудь из друзей помочь вам в освоение компьютерных программ. Конечно, с просьбой лучше обратиться к уверенному пользователю ПК. На то, чтобы освоить основные программы и изучить алгоритм работы на компьютере уходит, как правило, всего несколько часов. Далее вы сможете постигать азы работы на компьютере самостоятельно.

Обратите внимание

Не у всех получается заниматься самостоятельно. Если несколько попыток освоить компьютер ни к чему не привели, лучше обратиться за помощью к авторитетному источнику, будь то книга, друг или преподаватель.

Полезный совет

Проводите как можно больше времени за ПК. Чем больше вы будете тренироваться на практике, тем быстрее достигнете положительного результата.

В современном мире дети очень рано приобщаются к компьютеру. Нас уже не удивляют годовалые малыши, которые проявляют повышенный интерес к технике. С ранних лет дети стремятся получить знания, которые им пригодятся в будущем. Поэтому важно научить ребенка обращаться с компьютером.

Инструкция

Покажите ребенку как включается и выключается компьютер. Подчеркните, что компьютер это рабочий инструмент, который вы можете использовать для дела.

Компьютерный стул для ребенка должен быть с регулятором . Следите за тем, чтобы дистанция между глазами малыша и монитором была не меньше 60 сантиметров. Проследите за осанкой. Кисти рук должны находиться на уровне локтей. Компьютерные уроки младшего дошкольного не должны длиться дольше 10 минут.

Дети старшего дошкольного возраста уже могут обучаться простым манипуляциям с мышкой. Покажите, как ею пользоваться. Наблюдая за вашими действиями, ребенок быстро освоит способ управления мышкой. Перемещая мышь, он увидит движения курсора на экране монитора.

Изучая клавиатуру, объясните ребенку назначение клавиш на ней. Покажите «горячие» клавиши, расскажите в каких случаях ими пользоваться.

Дайте ребенку рассмотреть рабочий стол на мониторе. Пусть ребенок попробует выделять папки щелчком кнопки мыши. Создайте вместе с малышом папку. Научите перемещать папку, открывать ее.

Ознакомьте ребенка с графическим редактором, где он сможет порисовать, управляя мышкой. Выучив буквы, малыш сможет печатать слоги и слова.

Покажите, как пользоваться дисководом и флэшкой. Приучите ребенка аккуратно обращаться с дисками. Купите обучающие игры на дисках. Огромное количество таких программ позволит вам расширить кругозор малыша, развить его аналитические способности.

Не забывайте, что для каждого возраста существуют свои игры. Всегда сначала сами просмотрите новые диски. После завершения занятий с малышом покажите, как правильно и корректно выключать компьютер. Позаботьтесь о пароле для включения компьютера.

Помните, что время проведенное ребенком за компьютером никогда не заменит собой подвижные игры. Компьютер должен стать учебным пособием и помощником для ребенка в будущем.

Компьютер – инструмент для решения различных задач. Чтобы он понимал ваши команды, вы должны выучить «язык», на котором он «разговаривает». Задавайте машине однозначные и понятные ей установки.

Инструкция

Запомните универсальное правило при работе за компьютером: сначала надо выделить объект (файл, текст), затем указать, какое действие вы хотите над ним произвести. Это системное правило практически не имеет исключений.

Найдите на экране папку «Мой компьютер» и откройте ее, кликнув по ней два раза левой клавишей мыши. Вызовите справку Windows, нажав на клавиатуре клавишу F1. Этой же кнопкой вызывается справка в любой программе. Так вы получаете возможность найти всю интересующую вас информацию в справочной системе.

В поисковой строке введите текст «сочетания клавиш Windows». Найдите раздел «Общие сведения о сочетаниях клавиш Windows». Распечатайте страницы этого раздела, выучите наизусть. Если вместо мыши вы будете использовать «горячие клавиши», это в несколько раз сэкономит ваше время при работе за компьютером.

Найдите Питера Нортона работы за компьютером. Первое его издание называлось «Программно-аппаратная организация IBM PC». Изучите по ней устройство и принципы работы ЭВМ, познакомьтесь с историей персональных компьютеров. Трудные для понимания места можете пропускать. Поздние издания включают разделы по изучению Windows и программного обеспечения Microsoft Office.

Изучить Microsoft Windows и Microsoft Office вам помогут также книги издательства «Microsoft Press». Авторы книг принимали непосредственное участие в разработке этих операционных систем и приложений к ним.

Арсенал средств компьютера для решения задач не очень велик. Поэтому, изучив тот или иной прием, попробуйте применить его к решению другой задачи. Выстраивайте аналогии.

Чтобы овладеть навыком десятипальцевого набора на клавиатуре, скачайте и установите программу «Соло на клавиатуре», автором которой является психолог и журналист В.В. Шахиджанян. Когда вы пройдете все сто упражнений курса, вы сможете печатать быстро, не глядя на клавиатуру, что значительно сэкономит ваше время при работе за компьютером.

Видео по теме

Полезный совет

Если вы новичок и у вас возникают трудности, попросите о помощи более опытного пользователя.

Источники:

  • Как научиться работать на компьютере

Компьютер приносит в жизнь множество дополнительных возможностей для бизнеса, знакомств, творчества и самореализации. Современную жизнь без него уже сложно представить. Насколько быстро можно изучить компьютер, зависит только от самого пользователя.

Инструкция

Включая компьютер кнопкой Power, помните, что самое главное в его освоении – это практика и понимание того, что весь порядок и принцип действий при работе на ПК основан на логике. Бездумное повторение команд, прочтенных в самоучителе, возможно, и поможет выработать рефлексы, но обдуманный подход позволит более эффективно выполнять различные задачи.

Научитесь уверенно пользоваться мышью и почаще практикуйтесь в наборе текста. Клавиатура и мышь – основные инструменты для выполнения всех команд на ПК. Ознакомьтесь с элементами, находящимися на рабочем столе и в меню «Пуск». В самом начале можете попросить знакомых удалить с рабочего стола лишние ярлыки, которые могут запутать вас.

Эффективное обучение — это не зубрежка и не трата большего количества времени. Вы должны выстроить этот процесс с умом.

Чтобы улучшить способность воспринимать новый материал, нужно овладеть эффективными привычками для учебы. Нужно правильно относиться к учебе, выбрать правильную среду для обучения, минимизировать отвлекающие факторы, установить реалистичный график и использовать игры с памятью.

Эффективное обучение: 9 полезных лайфхаков

1. Как вы подходите к процессу обучения

Многие рассматривают учебу как необходимость, а не нечто, что доставляет удовольствие и расширяет кругозор. Очень важно, как вы подходите к тому, что вы делаете. Чтобы учиться эффективно, вам нужно правильное мышление.

Если вам трудно заставить себя настроиться на учебу, то постарайтесь просто отложить ее. Если в вашей жизни происходит что-то, что отвлекает вас, то для начала вам нужно разобраться с этим, а потом вы сможете все внимание посвятить получению знаний.

Способы, которые помогут вам принять правильное :

Во время учебы старайтесь мыслить позитивно, напоминайте себе о своих навыках и способностях;
избегайте катастрофического мышления: не думайте, что у вас все плохо и у вас никогда не хватит на что-то времени, примите тот факт, что у вас не так много времени, но вы все равно успеете выполнить большую часть запланированного;
себя с другими, ваши навыки уникальны и только вы сможете в полной мере их реализовать.

2. Выбирайте подходящее место

Вам нужно место, в котором вы сможете сконцентрироваться на поставленной задаче. Например, если вы занимаетесь в общежитии, то вы, возможно, постоянно будете отвлекаться на компьютер, телевизор или разговоры с соседом по комнате.

Эффективное обучение требует концентрации! Библиотека или тихая кофейня – хорошие места для учебы. Старайтесь разнообразить среду, выясните, где лучше всего вам удается сохранять концентрацию.

3. Берите с собой только необходимое, ничего лишнего

Например, некоторые люди берут с собой ноутбук, чтобы делать дополнительные заметки, однако это может сильно вас отвлекать. Компьютер слишком универсален: вы можете зайти в игру, проверить свои социальные сети, посмотреть видео – все это редко связано с процессом обучения. Спросите себя, действительно ли вам нужен ноутбук. Возможно, вам будет достаточно блокнота и ручки.

4. Конспектируйте и записывайте свои примечания

Когда вы читаете учебный материал, старайтесь его кратко конспектировать. Ваш конспект не должен состоять из вырезок текста, вам нужно записывать основные мысли и концепции своими словами.

Использование дополнительных чувств при изучении помогает вам усваивать информацию. Записывая что-то, вы включаете механическую , также вы можете проговаривать свои заметки, чтобы подключить слух.

5. Используйте игры с памятью (мнемоника)

Это метод запоминания, связанный с созданием ассоциаций. Например, фраза «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» помогает запомнить все цвета радуги. Суть в том, чтобы придумать ассоциацию, которая легко запоминается и будет напоминать о более сложной информации.

6. Практикуйтесь самостоятельно или с друзьями

Практика – важная часть обучения. Вы можете применять информацию самостоятельно или сгруппироваться со своими друзьями. Вы можете устроить себе экзамен или провести викторину. Если вы занимаетесь в группе, то она должна быть небольшой, максимум 4-5 человека.

7. Составьте график, которого вы сможете придерживаться

Не делайте из обучение нечто, чем вы будете заниматься, когда появится свободная минута. Создайте график, которому вы будете следовать. Вместо того, чтобы тратить по 5 минут в течение дня на учебу, отложите изучение на один 30-60-минутный промежуток . Вы начнете прогрессировать значительно быстрее. Это ключ к эффективному обучению.

8. Делайте перерывы и награждайте себя

Важно делать регулярные перерывы во время занятий. Разделяйте время обучения на сегменты, которые будут вам удобны. Также разделяйте учебные материалы на секции. Например, вы можете изучать по главе за раз, а после делать небольшой перерыв.

Если вы выполняете свои цели, то награждайте себя за это. Побалуйте себя чем-нибудь вкусным, выйдите на прогулку. Найдите ту награду, которая будет вас .

9. Поддерживайте здоровье и сохраняйте баланс в жизни

Чем лучше в вашей жизни баланс, тем легче вам становится жить. Если вы большую часть своего времени тратите на или игры, вы заметите, что выходите из . Вы теряете фокус, учиться становится сложнее. Ищите баланс в своей жизни и следите за своим здоровьем. Придерживайтесь правильного питания, регулярно занимайтесь спортом.

Не забывайте учиться всю жизнь

Учеба – это не просто сдача экзамена. Эффективное обучение – это процесс получения знаний, которые вы сможете в дальнейшем применить на практике. Помните: лишних знаний не бывает!

В данной статье предлагается один из путей повышения уровня информационной культуры учащегося. Её формирование надо начинать на уроках в 3-х классах начальной школы. И продолжать во внеурочной деятельности.Это позволит в основной школе ученику на два года раньше, чем сейчас стать активным участником информационного пространства школы, поможет эффективно изучать и использовать информационные технологии в процессе обучения в начальной и основной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зачем ребенку компьютер?

"Non scholae, sed vitae discimus" – мы учимся не для школы, a для жизни

  1. Вступление

«Нужен ребенку компьютер или нет?» - этот вопрос уже давно не обсуждается. Как и не обсуждается, нужен ли телевизор, телефон.

Каждая семья сама решает, когда ребенка приобщать к компьютеру. Одни считают, что чем раньше, тем лучше; другие - наоборот. Это дело семьи, пока ребенок дошкольного возраста. А вот в школе? Темой обсуждения, чаще всего становится тема здоровья ребенка и тема бесцельного время препровождения перед компьютером. При этом часто упускают главное - з ачем ребенку компьютер, чему он может научиться и насколько это поможет или повредит молодому человеку в дальнейшем.

Мысль: «Обучение информационным технологиям с ранних лет – требование времени. Ни одна сфера жизни сегодня не обходится без компьютера. Знания современной техники и программных продуктов - являются необходимым условием для дальнейшего обучения и трудоустройства» - проходит лейтмотивом во многих методических разработках, школьных программах, в выступлениях учителей и методистов. Дает ли школа им эти умения и знания? Насколько они глубоки, обширны и своевременны? Что с использованием этих знаний на практике? В попытках найти ответы на данные вопросы был проведен анализ информационно-технической культуры учащихся 3-8 классов. В данной статье приведены некоторые результаты этого анализа, отмечены существующие проблемы и предложено возможное их решение.

  1. Понятие информационной культуры

Понятие культуры, в том числе информационной, начинается в семье. Информационная культура (ИК) включает в себя:

  • навыки по эффективному использованию технических устройств;
  • способность использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию (различные программные продукты), как инструмент для реализации своих идей;
  • умение безопасно находить и извлекать нужную ему информацию из различных источников, анализировать и работать с этой информацией;
  • создавать, редактировать, форматировать и оформлять новую, свою информацию в компьютере;
  • делиться информацией с другими пользователями компьютеров и глобальной сети Интернет.

При умелом подходе, компьютер и Интернет способствуют развитию творческого воображения, которое в школьные годы, к сожалению, зачастую гасится. Эстетическое восприятие мира, художественные наклонности можно заложить и развить в ребенке с помощью несложных графических программ. Эстетическое, художественное направление в оформлении своей работы формируется у среднестатистического ребенка постепенно. Мир Интернета может помочь ему в этом, открывая для ученика красоту природы, искусства. В том числе с помощью виртуального посещения музеев, памятников архитектуры.

  1. Информационная культура в начальной школе.

Сейчас пользовательские интерфейсы компьютеров стали настолько удобны и понятны, что ребенок довольно рано самостоятельно, с помощью родителей и друзей овладевает умением включить любимую игру, разобраться в ней, просмотреть мультфильм. Но насколько умело и безопасно он это делает - вопрос спорный. Большинство родителей не имеют достаточных знаний, методики, опыта, а часто и времени, чтобы научить ребенка общению с компьютером, сформировать информационную культуру ребенка.

В большинстве школ в начальных классах отсутствует обучение информатике. Даже в тех классах начальной школы, где есть компьютеры, отсутствует необходимое методическое обеспечение и подготовка учителей. Поэтому сейчас трудно возложить основную задачу по формированию информационной культуры ученика на учителя начальных классов.

  1. Информационная культура в основном образовании.

В большинстве школ в настоящее время основной поток информационно-технических знаний обрушивается на учащегося с 5 или 7 класса. В это время начинаются курсы основного образования и курс информатики, который проводится 1-2 раза в неделю. Он дает базовые, теоретические основы, компьютерной грамотности и обучает азам программирования.

Опыт показывает, что практические навыки в области информационной культуры, которые получают учащиеся к концу 7 класса по своему качеству и содержанию бессистемные, узкие, шаблонные, непрочные. Поэтому, в то время, когда учащимся уже требуется активно пользоваться ресурсами информационно-технической среды для изучения курсов основного образования, в целях саморазвития, профессионального самоопределения, они только начинают получать первые систематические знания по информатике.

  1. Основная проблема

Из-за отсутствия предварительной системной подготовки, преемственности начальной и основной ступеней обучения информатике, учащемуся, как правило, тяжело одновременно:

  • осваивать компьютерную теорию;
  • находить, выбирать и правильно использовать информацию из Интернета;
  • изучать, накапливать, правильно выбирать и эффективно пользоваться компьютерным инструментарием для подготовки своего доклада, презентации, фотоотчета, решения других задач, реализации своих идей.

Получается, что учащиеся до 11-12 лет фактически исключены из информационного пространства школы, и не могут эффективно использовать информационные технологии в процессе обучения. Как замечено в статье Цветковой М. С. « Информационная среда начальной школы как часть информационной культуры. Методические рекомендации по организации учебного процесса»: «История развития области информатики в школе уже насчитывает почти 20 лет, в то время как активное и повсеместное внедрение элементарной информационной грамоты детей начальной школы, в неразрывной связи с грамотой письма и счета, так пока и остается в стадии апробации или инициативы школ»

  1. Предложение путей решения

В цепочке учитель – информационно-техническая среда – ученик необходим комплексный подход. Единое информационно-образовательное пространство полностью должно задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, имеющийся в образовательных учреждениях.

  1. В начальной школе

Закладывать азы умения ребенка общаться с компьютером в школе следует как можно раньше. Дети младшего школьного возраста особенно жадно впитывают новую информацию. Надо только направить в нужное русло, научить работать с различной информацией.

Начинать надо с 3 класса начальной школы.

Это возможно , так как к этому времени ребенок уже осознает себя учеником, ориентируется в школьной среде, умеет анализировать информацию.

Это необходимо , так как:

  1. способствует повышению интереса к обучению;
  2. повышает эффективность обучения;
  3. развивает ребенка всесторонне, формирует культурно и социально значимые знания и навыки;
  4. закладывает основу для эффективного использования и дальнейшего изучения информационных технологий на этапе основного образования.

В начальной школе необходимо, чтобы учащийся осознал, что компьютер - это удобный инструмент, который поможет реализовать его идеи. Компьютерные технологии позволяют ставить перед учащимся начальной школы познавательные и творческие задачи и, с опорой на наглядность, помогают ему их решать.

Развитие межпредметных связей - это один из комплексных подходов в обучении в начальной школе. В учебной деятельности учащихся реализация межпредметных связей помогает в систематизации знаний, формировании самостоятельного мышления и познавательного интереса учащихся, как в информационных технологиях, так и в остальных дисциплинах.

Внедрение информационных технологий в преподавание различных предметов в начальной школе повышает интерес к предмету при выполнении задания и в конечном итоге развивает логическое мышление. Например:

  • Использование в начальных классах элементов конструкторов Лего на уроках математики, развивает логику и сообразительность у детей.
  • Использование робототехники, где школьники испытывают своих роботов, которых они создают на основе программируемых конструкторов, знакомит учащегося с азами программирования и конструирования.
  • На уроках рисования использование компьютерного планшета наряду с акварелью поможет пробудить интерес к цифровому дизайну и искусству вообще.

Пример интегрированного урока в начальной школе описан в статье «Зачем и как применять компьютер в начальной школе» Лопатиной М. В : «Интегрированный урок «Русского языка» и «Информатики» по теме «Орфографический словарь» был интересен с точки зрения практического применения компьютера в изучении базового предмета – компьютер «помог» исправить орфографические ошибки в словах и, с его помощью, расположение слов в алфавитном порядке можно было выполнить за секунды».

  1. Основная ступень обучения.

База информационной культуры учащихся, заложенная в начальной школе, позволяет на основной ступени обучения лучше воспринимать теоретические основы информатики. Необходимо больше времени уделять практическим занятиям по компьютерным информационным технологиям. Эти практические занятия необходимы для эффективного проведения интегрированных уроков по различным дисциплинам, которые являются базовыми составляющими будущей сферы деятельности:

  • На уроках химии используем для проведения опытов виртуальные лаборатории.
  • На уроках физика, записанные на видео или смоделированные особыми программными средствами опыты не потребуют дорогостоящего и редкого оборудования.
  • На уроках математики, стереометрические построения нигде не будут нагляднее, чем на компьютерном экране.
  • На уроках русского языка пишем в Worde, редактируем текст, проверяем ошибки, а в учебнике ищем правила. С его помощью можно красиво оформить доклад, который задали подготовить в школе, писать письма и приглашения на детские вечеринки. Некоторые ребята начинают составлять сборники стихов, коротких рассказов.
  • Уроки с языковым уклоном пройдут эффективнее и интереснее, если школьник самостоятельно подготовит презентацию по теме, выступит с ней перед классом.
  • Онлайн общение со сверстниками, носителями языка, стимулирует процесс изучения языкового курса.

Учащийся не только лучше усваивает новый материал по данному предмету, но и параллельно практикуется в умении открывать программы, работать с файлами, найти в Интернете информацию и правильно ее использовать (проанализировать, вычленить главное, изложить). Современные учащиеся именно через призму высоких технологий охотнее и яснее воспримут многое из того, что на страницах учебников может казаться попросту скучным. Интегрированные уроки, мероприятия, проекты дают новый опыт и заставляют использовать новые технологии. Именно интегрированный подход позволил сместить акценты в обучении информатики с компьютерных технологий на информационные технологии, то есть сделать компьютерную грамоту средством для достижения цели, а не целью обучения. Тогда ученик получает динамичное знание, которое он сам сможет обновлять, идя в ногу со временем, а не догоняя его при очередных новациях ИКТ.

  1. Информационная культура и дополнительное образование

Компьютер - незаменимый помощник в учебном процессе, особенно если его влияние распространяется за пределы класса информатики, во внеурочной деятельности – в группах продленного дня, индивидуальных занятиях с учителем, в Отделениях дополнительного образования детей и дистанционном обучении. Наиболее эффективно обучение информационным технологиям и формирование информационной культуры у учащихся проходит при использовании методов индивидуальных занятий и работе в небольших группах. Эти методы реализуются в форме дополнительных занятий и могут восполнить пробелы в формировании информационной культуры учащихся. Основной принцип на таких занятиях: небольшими группами в специально оборудованном классе - Медиацентре, учащиеся вместе с учителем изучают и применяют на практике знание по работе с информационно-технической средой. Обучение в Медиацентре можно разбить на две ступени.

Первая ступень обучения - познавательная деятельность с ИКТ:

  • техника безопасности и правила поведения за компьютером;
  • наглядные уроки по ознакомлению с возможностями которые предоставляют компьютер и Интернет, с пользовательским интерфейсом;
  • работа в Интернет и приобретение навыков:
  • осуществлять поиск информации в различных электронных источниках;
  • анализировать и структурировать информацию;
  • использовать информацию для построения умозаключений, принятия решений;
  • умение критически относиться к информации и выбору ее источника;
  • умение пользоваться средствами коммуникации.

Первая ступень - это, по сути, мероприятия, направленные на формирование информационной культуры ученика, что является, по мнению профессора Н.И. Гендиной: «…частью общей культуры человека, состоящей из сплава информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области информационно-коммуникационных технологий».

Вторая ступень обучения - применение знаний на практике:

  • развивающие игры, направленные на развитие логического мышления детей;
  • лаборатории (виртуальные) естественнонаучного направления для детей младшего школьного возраста;
  • моделирование и программирование: робототехника и ЛЕГО-конструирование (программирование более сложного робота);
  • творческие мастерские (классы): музыкальная, компьютерной графики, интернет-мастерская, художественная, экологическая, издательская с применением компьютера и медиатехники.

Эти занятия позволяют:

  • сформировать основы современной информационной культуры ученика начальной школы;
  • учащемуся выйти на новый качественный уровень активной познавательной деятельности;
  • позволит ученику, подготовиться информационно и технически к новой ступени обучения;
  • формировать навыки коммуникативной активности, элементарные навыки использования общекультурных правил и норм информационной деятельности;
  • сделать компьютерную грамоту средством для достижения цели, а не целью обучения.
  • сформировать социально активную личность.

Для школ необходимо разработать соответствующие учебно-методические материалы, отражающие новый образовательный стандарт начальной ступени общего образования и органично включающий в себя ИКТ.

  1. Заключение

В данной статье предлагается один из путей повышения уровня информационной культуры учащегося. Ее формирование надо начинать на уроках в 3-х классах начальной школы. И продолжать во внеурочной деятельности. Это позволит в основной школе ученику на два года раньше, чем сейчас стать активным участником информационного пространства школы, поможет эффективно изучать и использовать информационные технологии в процессе обучения в начальной и основной школе.

Какую сумму знаний вложить в учащегося, чтобы ему хватило на всю оставшуюся жизнь? Трудно ответить на этот вопрос. Единственное, чем можно помочь нашим детям - это научить их самостоятельно добывать необходимые знания, оценивать ситуацию, выявлять проблемы и находить адекватные пути их решения, самосовершенствоваться. Поэтому главным умением 21 века становится умение учиться.

  1. Список литературы
  1. Гендина, Н. И., Колкова, Н. И., Скипор, И. Л., Стародубова Г. А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. Учебно-методическое пособие [Текст]. – М. , 2002. – Режим доступа: портал Российский комитет программы Юнеско «Информация для всех»